Состояние здоровья студентов специальной медицинской группы на основе анализа показателей системы внешнего дыхания

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, доцент И.А. Варенцова1
Доктор биологических наук, профессор В.Н. Пушкина2
Кандидат биологических наук, доцент А.В. Кочнев1
Т.В. Аношина1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
2Российский университет дружбы народов, Москва

Для оценки состояния здоровья студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, выполненной на основе анализа показателей системы внешнего дыхания, было проведено исследование его показателей с автоматического спирометра «Спиро С-100». В исследовании приняли участие студентки, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. У девушек отмечено снижение бронхиальной проводимости в системе крупных и средних бронхов, слабость дыхательной мускулатуры, снижение растяжимости легких. Отрицательные процессы сказываются на общих адаптивных резервах организма, о чем свидетельствует снижение ЖЕЛ, и отражаются на общем состоянии вентиляционной функции аппарата внешнего дыхания, на что указывают значения максимальной вентиляции легких. Для сглаживания критических изменений необходимо пересмотреть подходы к процессу физического воспитания данной категории студенток, включая в занятия по физической культуре комплексы дыхательных упражнений и упражнений на растяжение и расслабление, способствующих укреплению межреберных мышц, мышц брюшного пресса и диафрагмы, а также укреплению кардиореспираторной системы, улучшению обменных процессов, снижению нервного напряжения при соблюдении основного принципа при работе с данным контингентом – принципа щадящего двигательного режима.

Ключевые слова: студентки, специальная медицинская группа, система внешнего дыхания, дыхательные упражнения.

Литература

  1. Богоева М. Д. Построение процесса физического воспитания студенток с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы: монография / М. Д. Богоева, О. Г. Румба, А. А. Горелов. – Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2011. – 172 с.
  2. Гудков А. Б. Внешнее дыхание человека на Европейском Севере: монография / А. Б. Гудков, О. Н. Попова. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2012. – 252 с.
  3. Макарова Г. А. Спортивная медицина / Г. А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2008. – 490 с.
  4. Пушкина В. Н. Оценка здоровья студенческой молодежи на начальном этапе обучения в вузе / В. Н. Пушкина, В. В. Калгин, И. Н. Гернет и др.: материалы 11‑й Междунар. науч-практ. конф. молодых ученых и студентов «Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования детей, подростков, молодежи, населения» (4 декабря, 2015 года). – Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2015. – С. 224–225.
  5. Черноземов В. Г. Функциональные возможности системы внешнего дыхания при сколиотической болезни у школьников / В. Г. Черноземов, М. А. Абрамова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 2. – С. 159–162.