Модельные характеристики содержания соревновательных упражнений квалифицированных гимнастов в спортивной аэробике

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Поздеева1
Кандидат педагогических наук,  профессор Г.Н. Пшеничникова1
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко2
1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Статья посвящена обоснованию  модели оценки исполнительского мастерства гимнастов для коррекции содержания соревновательных упражнений в спортивной аэробике  в аспекте современных правил соревнований на примере индивидуальных выступлений. В ходе исследования осуществлялось педагогическое наблюдение видеоматериалов выступлений спортсменов различной квалификации по спортивной аэробике на чемпионатах мира, России и Сибирского федерального округа. В результате было выявлено содержание соревновательных программ, определено качество выполнения упражнений у спортсменов, разработана диагностическая модель оценки исполнительского мастерства гимнастов в спортивной аэробике. Педагогический эксперимент  проводился на базе ДЮСШ № 1 и СДЮШОР № 18 г. Омска в течение 2002-2018 гг. В нем приняли участие 60 квалифицированных спортсменов. Разработанная модель основана на двух компонентах исполнительского мастерства спортсменов: техническом и эстетическом. В ней представлены и скорректированы три уровня исполнения программы (низкий, средний, высокий). Уточнены модельные характеристики содержания соревновательных упражнений в соответствии с уровнем исполнения и трудностью упражнения, а также прогнозируемой оценкой за артистичность.
Эффективность разработанной диагностической модели оценки исполнительского мастерства гимнастов подтверждена результатами повторного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: спортивная аэробика, исполнительское мастерство, модельные характеристики, соревновательные композиции.

Литература

  1. Андреасян К. Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: автореф. дис. … канд. пед. наук / К. Б. Андреасян. – М., 1996. – 23 с.
  2. Аркаев Л. Я. Как готовить чемпионов: теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – С. 56–60.
  3. Безродная Н. С. Уровни развития и модельные характеристики готовности к соревновательной деятельности акробатов – верхних высокой квалификации / Н. С. Безродная, Н. Н. Пилюк // Актуальные вопросы физ. культ. и спорта: тр. науч.-исслед. ин-та проблем физ. культ. и спорта. – Краснодар: КубанГАФК, 2001. – Т. 4. – С. 7–11.
  4. Борисенко С. И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. И. Борисенко. – М., 2000. – 23 с.
  5. Каравацкая Н. А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. А. Каравацкая. – Смоленск, 2002. – 20 с.
  6. Касаткина Н. А. Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. А. Касаткина. – Набережные Челны, 2012. – 23 с.
  7. Клецов К. Г. Модельные характеристики содержания соревновательных программ у высококвалифицированных спортсменов в спортивной аэробике / К. Г. Клецов, Д. В. Чаюн//Физкультурное образование Сибири. – Омск, 2015. – № 2 (34). – С. 30–33.
  8. Коричко Ю. В. К вопросу об эстетических показателях спортивно-технического мастерства и музыкально-двигательной подготовленности в спортивной аэробике / Ю. В. Коричко // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2017. – № 3. – С 85–90.
  9. Поздеева Е. А. Оценка и коррекция индивидуальных соревновательных программ гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 24 с.
  10. Поздеева Е. А. Моделирование оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике / Е. А. Поздеева // Омский научный вестник. – 2006. – № 5 (39). – С. 250–253.
  11. Правила соревнований по аэробной гимнастике / Международная федерация гимнастики, 2017. – 29 с.
  12. Пшеничникова Г. Н. Аэробика в школе: учеб. пособие / Г. Н. Пшеничникова, Ю. В. Коричко. – Изд. 2‑е. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. – 254 с.