Телесность как основание педагогической системы

Фотографии: 

Доктор философских наук, профессор А.Г. Егоров1
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Пегов2
1Смоленский государственный университет, Смоленск
2Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Рассматривается вопрос тела и телесности в общепедагогическом контексте. Истоки данного вопроса обнаруживаются в ограниченности методологии, сложившейся в естествознании с начала Нового времени. Это привело к понятийному господству предиката «физический» и понятия «спорт», с одной стороны, а с другой – к тотальной «психологизации» современного образования, когда психологические теории, изначально ограниченные в своих подходах, претендуют на создание той или иной педагогической системы. В результате телесная и духовная составляющие человеческого существа оказались на периферии сознания как специалистов общего образования, так и специалистов по физическому воспитанию. Переосмысление понятий «тело» и «телесность» необходимым образом не только приведёт к переосмыслению физической культуры и спорта и смене понятийной парадигмы, но и послужит основанием для создания педагогической системы. Целостное воспитание и образование человека обязательно предполагает сознательную работу с телесностью, соответствующую современной эпохе, что является исходным пунктом пробуждения здоровой человеческой индивидуальности. Тем самым будет решаться задача осуществления качественного и одновременно здорового образования детей. При этом требуется критический анализ попыток «спортизации» школьного физкультурного образования в силу серьёзной проблематичности спорта.

Ключевые слова: тело, телесность, педагогическая система, телесное воспитание.

Литература

  1. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В. К. Бальсевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 112 с.
  2. Быховская И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы / И. М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 2. – С. 19–27.
  3. Дубин Б. Спорт в современных обществах: пример России / Б. Дубин // Вестник общественного мнения. – 2004. – № 2 (70). – С. 70–80.
  4. Егоров А. Г. Спорт и цивилизация. Круглый стол/А. Г. Егоров // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 5. – С. 58–63.
  5. Лубышева Л. И. Спортизация в общеобразовательной школе / Под общ. ред. Л. И. Лубышевой. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. – 168 с.
  6. Розанов В. В. Сумерки просвещения/В. В. Розанов. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с.
  7. Столяров В. И. Новое массовое культурно-спортивное движение «СпАрт» (Духовность. Спорт. Искусство) / В. И. Столяров. – М.: Комитет по физ. культуре РФ, Центр «СпАрт», 1994. – 64 с.
  8. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 т. / К. Д. Ушинский. – М., 1948–1952.