Система спортивной подготовки шахматистов в Российской Федерации: современное состояние, системные ошибки и пути их преодоления

Фотографии: 

 

scopus: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85052058013&origin=...

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова2
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Московский педагогический государственный университет, Москва

Исследование посвящено анализу современного состояния системы спортивной подготовки отечественных шахматистов массовых и высших разрядов (в том числе имеющих устойчивые ограничения в состоянии здоровья и жизнедеятельности).
Проведен контент-анализ программно-нормативных документов, регулирующих социальную практику шахматного спорта, обобщен опыт спортивной подготовки шахматистов экстра-класса и представителей массового и адаптивного шахматного спорта на базе Российского государственного социального университета и других образовательных и физкультурно-спортивных организаций, проанализированы труды ведущих теоретиков и практиков шахматного спорта.
Результаты проведенных исследований позволили:
– выделить и охарактеризовать основные компоненты системы спортивной подготовки шахматистов (систему отбора и спортивной ориентации, соревнований, спортивной тренировки, систему факторов оптимизации тренировочно-соревновательной деятельности);
– очертить круг проблем, системных ошибок и факторов, сдерживающих развитие шахматного спортивного движения в России;
– определить направления и ресурсы оптимизации системы спортивной подготовки шахматистов. Основные из них: создание современной инфраструктуры с веб-сервисами, обеспечивающими возможность использования «облачного» компьютера Cloud PC; расширение сети СДЮСШОР и СДЮСШОР инвалидов, создание секций и отделений шахмат на базе спортивных клубов образовательных организаций; подготовка проектов федеральных стандартов спортивной подготовки инвалидов по дисциплине «Шахматы»; разработка и внедрение технологий инфокоммуникационной и инклюзивной спортивной подготовки шахматистов; подготовка проекта профессионального стандарта «Тренер по адаптивному шахматному спорту»; разработка и реализация образовательных программ подготовки тренеров-преподавателей по шахматному и адаптивному шахматному спорту; использование технологий движения «Абилимпикс» в системе шахматной подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Ключевые слова: шахматный спорт, адаптивный шахматный спорт, система спортивной подготовки шахматистов массовых и высших разрядов.

Литература

  1. Винер-Усманова И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. … докт. пед. наук / И. А. Винер-Усманова. – СПб., 2013. – 47 с.
  2. Карелин А. А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: дис. … докт. пед. наук / А. А. Карелин. – СПб., 2002. – 406 с.
  3. Каспаров Г. К. Мои великие предшественники. От Эйве до Таля. Т.  2 / Г. К. Каспаров. – М.: Рипол Классик, 2005. – 528 с.
  4. Михайлова И. В. Создание федеральной инновационной площадки по формированию модели и идеологии опережающего адаптивного шахматного образования в вузе / И. В. Михайлова, А. С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 56–58.
  5. Сафиулин Э. М. Анализ факторов, препятствующих развитию мастерства и численности шахматистов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной спортивной подготовки / Э. М. Сафиулин, А. С. Махов, И. В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 4. – С. 33–35.
  6. Степанова О. Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О. Н. Степанова, А. С. Махов, Е. Н. Латушкина и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 66–68.