Специфические принципы полисубъектного управления развитием студенческого спорта в вузе

ˑ: 

 

scopus: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85052066552&origin=...

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова
Сургутский государственный университет, Сургут

Обосновывается идея о том, что современные цели и задачи развития студенческого спорта в вузах требуют пересмотра сложившихся подходов в управлении. В настоящее время актуальной становится активизация субъектной позиции всех составляющих системы студенческого спорта, что, в свою очередь, позволяет добиваться синергетического эффекта их сов­местной деятельности. По мнению автора, вышеуказанное возможно в рамках полисубъектного управления, которое рассматривается как процесс интерактивного взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов физкультурно-спортивной деятельности, который актуализирует необходимость интеграции их субъектных полей, способствует достижению синергетического эффекта и обеспечивает динамический перевод студенческого спорта на более высокий уровень развития.
Цель исследования заключалась в научном обосновании специфических принципов полисубъектного управления развитием студенческого спорта в вузе. В процессе проведенного анализа было выявлено, что осуществление полисубъектного управления развитием студенческого спорта в вузе требует применения следующих специфических принципов: интеграции субъектных полей, стимулирования рефлексии субъектов физкультурно-спортивной деятельности, развития субъектности, преобладания диалогического и полилогического взаимодействия субъектов физкультурно-спортивной деятельности.
Реализация обозначенных принципов, позволяет перевести систему управления студенческим спортом в режим прогрессирующего развития, предполагающего эффективную адаптацию к происходящим изменением во внешней и внутренней среде, обновление процессов взаимодействия отдельных структурных элементов.

Ключевые слова: студенческий спорт, полисубъектное управление развитием, специфические принципы управления.

Литература

  1. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Психология. Журнал ВШЭ. – 2014. – № 2. – С. 36–50.
  2. Загревская А. И. Физкультурно-спортивное образование студентов на основе кинезиологического подхода / А. И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 10. – С. 8–10.
  3. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на материале вузов МВД России): дис. … канд. пед. наук / В. И. Коваленко. – Белгород, 2005. – 450 с.
  4. Коваленко Е. В. Полисубъектное взаимодействие как механизм развития образовательной системы / Е. В. Коваленко, В. И. Коваленко, О. А. Соколова // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 3 (7). – С. 162–173.
  5. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г. (Приказ Минспорта РФ № 1007 от 21.11.2017 г.).
  6. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: автореф. дис. … докт. пед. наук / Т. А. Ольховая. – Оренбург, 2007. – 45 с.
  7. Пешкова Н. В. Полисубъектное управление развитием студенческого спорта в вузе / Н. В. Пешкова, С. М. Косенок // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 83–85.
  8. Пешкова Н. В. Конкурентоспособность выпускников университетов в контексте деятельности студенческих спортивных клубов / Н. В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 3. – С. 89–92.