Педагогическая технология «осознанная телесность» на уроках физической культуры детей с ослабленным здоровьем

Фотографии: 

ˑ: 

 

Scopus: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85052093757&origin=...

Н.Г. Георгиева1
Доктор биологических наук, профессор Ю.А. Буков1
Кандидат биологических наук, доцент Т.А. Жмурова1
В.В. Чигидина1
Кандидат биологических наук, доцент Ю.И. Шрамко1
1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь

Рассматриваются структура и содержание педагогической технологии «Осознанная телесность», базирующаяся на основополагающих принципах дифференцированного подхода и соответствия нагрузки функциональным возможностям организма школьников специальной медицинской группы. Использование креативных видов адаптивной физической культуры, составляющей концептуальную основу технологии, предоставляет возможность учащимся выявить и осознать свои негативные состояния (агрессию, страх, тревожность и др.), познать свои движения и индивидуальные особенности тела, получить сенсорное удовлетворение и минимизировать затраты энергии. Теоретико-практическую основу технологии составили техники М. Фельденкрайза, Джозефа Пилатес. Предложенная в данном исследовании технология включает в себя в рамках учебного раздела «физическое совершенствование» два информационных и временных этапа, соответствующих семестрам обучения, и предполагает акцентирование внимания на оптимизации учебного процесса с целью повышения психологического состояния и физической подготовленности каждого обучающегося специальной медицинской группы для коррекции показателей соматического здоровья. Реализация педагогической технологии обеспечивает коррекцию психосоматического состояния здоровья и физической подготовленности каждого обучающегося специальной медицинской группы.

Ключевые слова: педагогическая технология, телесно-ориентированные методы, специальная медицинская группа, физическое воспитание.

Использованная литература

  1. Андрющенко Л. Б. Мониторинг физического развития студенческой молодежи Волгоградской области / Л. Б. Андрющенко // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета – 2005. – № 2. – С. 31–34.
  2. Буков Ю. А. Здоровьесберегающие технологии и методы телесно-ориентированной терапии на уроках по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы / Ю. А. Буков, Н. Г. Георгиева // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6. –С. 31–36.
  3. Буков Ю. А. Методы телесно-ориентированной терапии в структуре урока физической культуры в СМГ: метод. реком. для препод. физ. культуры в СМГ / Ю. А. Буков, Н. Г. Георгиева. – Симферополь: КФУ, 2016. – 42 с
  4. Евсеев С. П. Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников / С. П. Евсеев, А. Г. Комков, О. М. Шелков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 2. – C. 24–26; [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006 N2/p24–26,39–41.htm
  5. Казантинова Г. М. Здоровый образ жизни в профессиональной деятельности специалиста: учеб. пособие для студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» / Г. М. Казантинова Л. Б. Андрющенко, Т. А. Чарова//М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Департамент научно-технологической политики и образования, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Волгоградская гос. с.-х. акад.». – Волгоград, 2009.
  6. Макунина О. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / О. А. Макунина, А. А. Баранов // Социальная педиатрия. – ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. – М., 2013.