Психологическое благополучие студентов в образовательной среде вуза

Фотографии: 

ˑ: 

 

Scopus: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85052112474&origin=...

Доктор философских наук, профессор А.И. Панюков1
Доктор психологических наук, профессор Ю.Г. Панюкова2
Кандидат философских наук, доцент Т.Ш. Мамедова1
Кандидат философских наук, доцент И.Ф. Понизовкина1
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Психологический институт Российской академии образования, Москва

Цель статьи – анализ проблемы психологического благополучия студентов в образовательной среде вуза. Определяются основные направления теоретических и эмпирических исследований в области психологического благополучия студентов как в области психологии личности, так и в области психологии высшей школы.
К основным результатам исследования относятся следующие. Проанализированы некоторые основные подходы к теоретической операционализации психологического благополучия студентов в образовательной среде вуза: концепция психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева); подход, связанный с анализом особенностей влияния внутренней и внешней мотивации студентов на их психологическое благополучие (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин); подход к анализу образовательной среды как социоэкологической системы (Г.А. Ковалев); методология психологической экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин) и экспериментальная психодидактика (В.И. Панов). Акцентируется внимание на методических возможностях исследования психологического благополучия личности (Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко).

Ключевые слова: психологическое благополучие студентов, образовательная среда вуза, удовлетворенность образовательной средой, позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие, образовательная среда как социоэкологическая система, психологическая экспертиза образовательной среды, экспериментальная психодидактика.

Литература

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: автореф. дис. … докт. псх наук / И. А. Баева. – СПб., 2002. – 45 с.
  2. Баева И. А. Психологическая защищенность студентов как показатель психологической безопасности личности / И. А. Баева, Н. Н. Баев // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 1–9. www.psyedy.ru\ISSN 2074–5885.
  3. Батурин Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. – 2013. – Т. 6. – № 4. – С. 4–14.
  4. Березина Т. Н. Формирование эмоционально безопасной образовательной среды (психолого-педагогические аспекты) / Т. Н. Березина//Современное образование. – 2015. – № 1. DOI: 10.7256\2409–8736.2015.1.13912.
  5. Бочарова Е. Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия / Е. Е. Бочарова // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2012.– № 2. – С. 38–44.
  6. Водяха С. А. Предикторы психологического благополучия студентов / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 70–74.
  7. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – С. 142–147.
  8. Гордеева Т. О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 1–11.
  9. Жуковская Л. В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л. В. Жуковская, Е. Г. Трошихина // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 82–93.
  10. Нагорнова Л. Е. Субъективная оценка студентами образовательной среды вуза: дис. … канд. псх наук / Л. Е. Нагорнова. – М., 2005. – 136 с.
  11. Осин Е. Н. Паттерны саморегуляции и психологическое благополучие в подростковом возрасте / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев, И. А. Буровихина // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы 2‑й Междунар. науч.-практ. конф., Кисловодск, Ставрополь. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 266–271.
  12. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  13. Сладкова О. Б. Векторное моделирование как инструмент экспертизы образовательной среды (на примере образовательной программы «Профессиональное обучение») / О. Б. Сладкова, А. Б. Катасонова, М. М. Кулаева // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – 2017. – С. 168–170.
  14. Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методики исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95.
  15. Ясвин В. А. Оценка студентами университетской среды на основе метода векторного моделирования / В. А. Ясвин // Вестник Саратовского государственного университета. – 2012. – Т. 1. Серия: Акмеология образования, Психология развития. – Вып. 2. – С. 33–36.