Управление стрессовым состоянием для повышения психологического ресурса студентов-спортсменов

Фотографии: 

 

Scopus: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85052143373&origin=...

Доктор психологических наук, профессор О.И. Щербакова1
Доктор технических наук, профессор А.К. Черных2
Кандидат экономических наук, доцент Д.К. Балаханова1
Кандидат психологических наук, доцент В.О. Мидова1
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Санкт-Петербургский Военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург

В статье авторы обращают основное внимание на слабую разработанность проблемы повышенной напряженности и причин стрессовых состояний в деятельности спортсменов в психологической теории и практике и оказания влияния на их психологический ресурс. Авторы считают, что вопрос о своевременной диагностике, профилактике и коррекции стресса особенно важен в деятельности спортсменов, так как специфика данной профессии заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов. В первую очередь необходимо проводить раннюю диагностику проявлений стресса с помощью различных психодиагностических методик, а также уметь выявлять индивидуальную предрасположенность конкретного человека к развитию стресса и использовать различные стратегии реагирования на стрессовые ситуации. Авторы провели эксперимент на выявление уровня и типа стресса у студентов-спортсменов и предложили методику по управлению стрессом, включающую тренинг и примеры упражнений по регулированию своего поведения в стрессе, для уменьшения напряженности и организации собственной системы преодоления их негативных последствий.

Ключевые слова: повышенная напряженность, стрессовые состояния, психологический ресурс, управление собственным эмоциональным состоянием, регулирование поведения.

Использованная литература

  1. Джини Сивил. Стресс-менеджмент/Джини Сивил/пер. с англ. – М., 2006.
  2. Завизион М. Какой стресс вы испытываете?/М. Завизион, П. Лежерон // Психология. –2017. – № 17. – С. 27–31.
  3. Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности / Г. М. Зараковский. – М.: Наука, 1966.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов [Текст] / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2006. – 330 с.
  5. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005.
  6. Истратова О. Н. Справочник психолога-консультанта организации [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов‑на-Дону: Феникс, 2010. – 637 с.
  7. Карпов А. В. Психология труда (учебник)/А. В. Карпов. – М.: ЮРАЙТ, 2011.
  8. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник / О. Н. Рыбников. – М.: Академия, 2010.
  9. Ханыков Ю. Д. Психофизиология профессиональной деятельности: рабочая учебная программа / Ю. Д. Ханыков. – М.: ИТЛП, 2012. – С. 84–90.
  10. Черемисина Н. А. Стресс и стресс-менеджмент в деятельности руководителя / Н. А. Черемисина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. – № 4.