Особенности смысложизненных ориентаций спортсменов командных видов спорта

Фотографии: 

ˑ: 

 

Scopus: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85052091983&origin=...

Кандидат психологических наук, профессор Т.Н. Сахарова1
Магистр психологии К.Т. Айвазова1
1Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва

Рассматриваются вопросы смысложизненных ориентаций спортсменов командных видов спорта. Обсуждаются их особенности в сравнении со смысложизненными ориентациями спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, и девушками, не занимающимися профессионально спортом. Представлены ход и результаты эмпирического исследования, которые могут быть использованы тренерами для профессиональной подготовки спортсменов. В подготовке спортсменов важную роль играет не только их интеллектуальная и физическая подготовка, но и знание особенностей смысложизненных ориентаций спортсменов. Знание всего вышеперечисленного направлено на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов, и на развитие интеллектуальных способностей, ощущение спортсмена себя как уникальной личности, приносящей пользу. Знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности.

Ключевые слова: спорт, смысловая сфера, смысложизненные ориентации, спортсмены командных видов спорта, спортсмены индивидуальных видов спорта, девушки, не занимающиеся спортом.

Использованная литература

  1. Калинин И.В Осмысленность жизни как показатель социальной компетентности в юношеском возрасте [электронный ресурс] / И.В. Калинин / http:// hpsy.ru/public/x3479.htm
  2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), 2-е изд. / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
  3. Мухина В.С. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных к реципиенту и требования к анализу типов рефлексии на себя / В.С. Мухина // Развитие личности. – 2008. – № 4. – С. 116–129.
  4. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность / В.С. Мухина. – М.: Нац. книжный центр, 4-е изд., 2014. – 1084 с.
  5. Рогалева Л.Н. Гуманизация спорта как фактор повышения спортивного мастерства / Л.Н. Рогалева // Спорт, духовные ценности, культура. – 1997. – № 3. – С. 300 – 301.
  6. Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности / Т.Н. Сахарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – Т. 8. – № 10.2. – С. 127 – 134.
  7. Уляева Л.Г. Изучение особенностей социально-психологических регуляторов поведения спортсменов высших достижений, сменивших место жительства и выступающих в новой команде / Л.Г. Уляева, Н.Д. Султанова // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII Междунар. науч. конгресса. – 2010. – № 2. – С.  55 – 57.
  8. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) / Е.Б. Фанталова // Психол. журн. – 1992. – № 1. – С. 107 – 117.
  9. Хазова С.А. Развитие конкурентоопределяющих личностных качеств специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова. – Новосибирск, 2011. – 370 с.
  10. Чулкова М.А. Смысложизненные ориентации и особенности их проявления в юношеском возрасте / М.А. Чулкова // Психология и школа. – 2010. – № 2. – С. 104 – 112.
  11. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. … канд. псх наук / А.В. Шаболтас. – СПб., 1998. – 184 с