Эмоциональное самочувствие учителя физической культуры как гарант его профессиональной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л. Кардялене1
Кандидат педагогических наук, доцент А. Шаркаускене1
1Клайпедский университет, Клайпеда, Литва

Актуализируется проблема эмоционального самочувствия учителя физической культуры как фактора, влияющего на успешность его профессиональной деятельности. Актуальность проблемы обусловлена низким статусом физической культуры в школе: как учебного предмета, так и его учителя. Исследовательскую совокупность составили 324 учителя физической культуры, путем случайной выборки подобранные из разных общеобразовательных школ Литвы. Для определения эмоционального самочувствия учителей физической культуры им была предложена шкала из 12 положений, вызывающих напряжение. Полученные данные позволили вычислить балл напряжения, по которому все участники исследования были распределены на две группы: в одну из них вошли те, кто постоянно и часто испытывает напряжение, а во вторую – те, кто испытывает напряжение лишь эпизодически.
Результаты исследования показали, что из-за рабочих условий постоянное и частое напряжение испытывают почти треть учителей, а четвертая их часть – из-за специфических требований, которые им предъявляют. Выявлена взаимосвязь эмоционального самочувствия со стажем педагогической работы.

Ключевые слова: учитель физической культуры, эмоциональное самочувствие, профессиональная деятельность.

References

  1. Al-Rawahi N., Al-Yarabi A. The relationship between attitudes toward participation in physical activities and motives for choosing teaching physical education as a career. International Journal of Instruction, 2013, no. 6, pp. 177–192. Available at: http://www.e-iji.net/dosyalar / iji_2013_2_12.pdf
  2. Ivaniushina V. A, Aleksandrov D. A. Sushchestvuyet li differentsiatsiya uchiteley v rossiyskikh shkolakh? [Is there a differentiation of teachers in Russian schools]. Sociologicheskiye issledovaniya, 2016, no 9, 2016. pp. 59–65 Available at: http://socis.isras.ru / files / File / 2016 / 2016_9/59–65_Ivanyushina.pdf
  3. Kardelienė L. Purposefulness of physical education teachers as a determinant of their pupils’ objective position in physical education activities in postmodern society. Pedagogika, 2016, no. 4, pp. 206–215. Available at: http://www.pedagogika.leu.lt/ index.php / Pedagogika / article / download /449/290
  4. Shafranov-Kutsev G. F. Mesto uchitel'stva v stratifikatsionnoy strukture sovremennogo rossiyskogo obshchestva [The place of teaching in the stratification structure of modern Russian society]. Sociologicheskiye issledovaniya, 2016, no 9, pp. 65–72 Available at: http://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_9/65–72_Shafranov_Kutsev.pdf
  5. Sheregi F. E. Pedagogi obshcheobrazovatelnykh organizatsiy: trud ili povinnost'? [Teachers of general education organizations: work or service?]. Sociologicheskiye issledovaniya, 2016, no 1, pp. 108–116. Available at: http://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_1/108_116_Sheregi.pdf
  6. Stock C., Kramer A. Psychosoziale Belastung und psychosomatische Beschwerden von Studierenden. Gesundheitsfordende Hochschulen. Konzepte, Strategien und Praxisbeispiele (Hrsg.) U. Sontag, S. Graser, C. Stock, A. Kramer. Weinheim und Munchen: Juventa Verlag, 2000, pp. 127–138.
  7. Stočkus A. Kūno kultūros mokytojų profesinio perdegimo prevencija ir redukavimas: ugdomojo projekto rezultatai [Prevention and reduction of physical education teachers’ burnout: results of an educational Project]. Tiltai. 2014, no 1. pp. 151–168 Available at: http://journals.ku.lt/index.php/tiltai/article/download/784/pdf.
  8. Thorburn M. It was the best of times, it was the ...’: subject aims and professional identity from the perspective of one veteran male teacher of physical education in Scotland. Teachers and Teaching: theory and practice, 2014, no. 4, pp. 440-452 Available at: http://dx.doi.org/10.1080/13540602.2014.881641.