Социально-психологический тренинг как эффективный метод современных здоровьесберегающих психотехнологий по профилактике и предупреждению стресса преподавателей вуза

Фотографии: 

Кандидат экономических наук, доцент Б.С. Васякин1
Доктор педагогических наук, профессор М.С. Бережная1
Кандидат экономических наук, доцент Е.Л. Пожарская1
Доктор психологических наук, профессор О.А. Овсяник1
1Российский экономический университет им. В.Г. Плеханова, Москва

Затрагивается проблема здоровьесбережения, направленного на обеспечение психического благополучия преподавателей вуза. Авторами разработан и опробован социально-психологический тренинг «Управление стрессом». В исследовании приняли участие преподаватели кафедры физического воспитания и кафедры психологии РЭУ им Г.В. Плеханова. Для получения первичных результатов оценивалась нервно-психическая устойчивость, стратегии и модели преодолевающего поведения, степень профессионального выгорания. Полученные данные были проанализированы и послужили основанием для подготовки социально-психологического тренинга «Управление стрессом», который был проведен в экспериментальной группе. В конце эксперимента для определения динамики оцениваемых показателей в обеих группах прошло повторное анкетирование, результаты сравнивались. Проведение тренинга оказало положительное воздействие на психоэмоциональное состояние преподавателей экспериментальной группы в отличие от контрольной. На основе полученных результатов авторами рекомендовано проводить регулярные тренинги, обучающие навыкам управления психоэмоциональным состоянием, в частности стрессом, а также проводить посттренинговое сопровождение, целью которого будет актуализация и закрепление полученных на тренинге знаний.

Ключевые слова: здоровьесберегающие психотехнологии, стресс, управление стрессом, социально-психологический тренинг.

Использованная литература

  1. Андрющенко Л. Б. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза / Л. Б. Андрющенко, С. Ю. Витько, Т. Н. Шутова. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – С. 261.
  2. Бакли Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Дж. Кейпл. – СПб.: Питер, 2002. – С. 167.
  3. Кондраков Г. Б. Формирование физической культуры в вузе как важный фактор профессионально-личностного развития педагогов / Г. Б. Кондраков, Л. Б. Андрющенко, С. Ю. Витько // В сб.: Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования (сборник науч. тр. по итогам III междунар. науч.-практ. конф. – 2016. – С. 102–104.
  4. Пожарская Е. Л. Проблема стресса и исследование степени стрессоустойчивости сотрудников с использованием существующих методик / Е. Л. Пожарская, Б. С. Васякин, Н. А. Дебердеева // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 2. – № 3. – С. 72–77.