Повышение двигательной активности человека, перенёсшего инсульт, средствами физической реабилитации

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ж.Е. Фирилёва
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Статья посвящается вопросам повышения двигательной активности, направленной на восстановление пострадавших структур движений у лиц, перенёсших мозговой инсульт.
К средствам повышения двигательной активности были отнесены комплексы специальных физических упражнений из различных видов гимнастики с оздоровительной и коррекционной направленностью. Для педагогического контроля в процессе реабилитации разработаны оценочные показатели (от 0 до 5 баллов) по восстановлению движений верхних и нижних конечностей, поз сидения и стояния, показателей ходьбы, физических (двигательных) качеств, бытовых действий. В результате исследования было установлено, что в острый период восстановления человека после инсульта двигательная активность отмечается на самом низком уровне. Здесь требуется помощь инструктора ЛФК, медицинского персонала и лиц, близких больному.
В первые 6 месяцев восстановления после инсульта имеет место некоторое улучшение показателей движений. Во втором периоде (до 1 года), наиболее благоприятном для восстановления исследуемых показателей движений, в большей степени проявляется самостоятельная двигательная активность пациентов. Последующий, адаптивный, период (до 2 лет и более) отличается значительными улучшениями двигательной функции человека и стабильностью оценки движений близко к предельной (5 баллов).
Можно заключить, что повышение двигательной активности постинсультных пациентов через средства физической реабилитации способствуют восстановлению пострадавших структур движений.

Ключевые слова: двигательная активность, мозговой инсульт, педагогический контроль, острый, восстановительный, адаптивный периоды восстановления.

Литература

  1. Галкин А. С. Пути повышения реабилитационных мероприятий у больных, перенёсших ишемический инсульт: автореф. дис. … канд. мед. наук / А. С. Галкин. – 2015. – 27 с.
  2. Ковальчук В. В. Реабилитация пациентов, перенёсших инсульт: монография / В. В. Ковальчук. – М., 2016. – 328 с.
  3. Милюкова И. В. Лечебная физкультура: теория и методика / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. – Рн/Д, 2002.
  4. Норбеков М. Уроки Норбекова. Дорога в молодость и здоровье / М. Норбеков, Ю. Хван. – СПб.: Питер, 1999. – 192 с.
  5. Робэнеску Н. Нейромоторное перевоспитание / Н. Робэнеску; пер. с рум. д-р С. Дуван. – Бухарест: Медицинское изд-во, 1978. – 268 с.
  6. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков / С. О. Филиппова. – СПб.: Детство‑Пресс, 2004. – 94 с.
  7. Фирилёва Ж. Е. Педагогические аспекты нейромоторной реабилитации лиц, перенёсших инсульт: монография / Ж. Е. Фирилёва. – М.: Изд. дом Академии естествознания, 2015. – 152 с.
  8. Фирилёва Ж. Е. Педагогические технологии домашней реабилитации при инсульте: монография/Ж. Е. Фирилёва, О. В. Загрядская. – М.: Изд. дом Академии естествознания, 2017. – 242 с.