Педагогические технологии в современной системе непрерывной реабилитации постинсультных пациентов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1
Кандидат педагогических наук, доцент Ж.Е. Фирилёва1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

В статье обоснованы педагогические технологии в непрерывной реабилитации постинсультных пациентов. Раскрыты структурные основы педагогической технологии. К ним можно отнести: концептуальную основу, содержательный компонент непрерывной реабилитации (восстановления) и процессуальную часть – технологический процесс. Показано, что концептуальная основа составляет научное и теоретическое обоснование непрерывной реабилитации, а именно адаптивные возможности человека, механизмами регуляции которого являются нервные и гормональные факторы. Содержательный компонент включает цель, задачи педагогической технологии, её средства и методы восстановления с ориентацией на личностные особенности человека, перенёсшего инсульт. В основу содержательного компонента педагогической технологии вошли: физический, психологический, когнитивный и коммуникативный аспекты восстановительных средств непрерывной реабилитации. Все средства объединены сопряжённым методом воздействия двигательного и музыкального ритма.
Процессуальный компонент – это организация непрерывной реабилитации, её формы, педагогический контроль и руководство восстановительным процессом лиц, перенёсших инсульт.
Исследование проходило в шести медико-стационарных центрах Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2014 по 2017 г. Общее количество обследуемых составило 248 человек. В результате исследования выявлено, что педагогические технологии являются одним из ведущих факторов общей педагогической системы обеспечения двигательной активности пост­инсультных пациентов.

Ключевые слова: педагогические технологии, непрерывная реабилитация, концептуальная основа, содержательный и процессуальный компоненты, физическая, психологическая, когнитивная, коммуникативная реабилитация.

Литература

  1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
  2. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека / Н. П. Бехтерева. – Л.: Наука, 1980. – 208 с.
  3. Мотылянская Р. Е. Физическая культура и возраст / Р. Е. Мотылянская, Л. И. Стогова, Ф. А. Иорданская; под общ. ред. Р. Е. Мотылянской. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 280 с.
  4. Павлов И. П. Двадцатилетий опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов // Полн. собр. соч.: В 6 т. – 2‑е изд., доп. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – Т. 3, кн. 1. – С. 253–274.
  5. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 100 с.
  6. Фирилёва Ж. Е. Адаптивный фитнес в нейромоторной реабилитации человека: монография / Ж. Е. Фирилёва. – М.: Изд. дом Академии естествознания, 2015. – 250 с.
  7. Фирилёва Ж. Е. Структурные компоненты педагогической системы непрерывной реабилитации при инсульте. Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре / Ж. Е. Фирилёва, Г. Н. Пономарев / Матер. III Всерос. науч.-практ. конф.: 16–17 июня 2017 года. – СПб.: Изд-во Политехн. у-та, 2017. – С. 27–30.