Обоснование принципов построения технологии физического воспитания детей-сирот

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, доцент М.С. Леонтьева1
Доктор педагогических наук, профессор В.А.Ермаков1
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Архипова1
1Тульский государственный университет, Тула

Физическое воспитание детей-сирот предполагает активное внедрение инновационных технологий в процесс обучения, обеспечивающих физическое, психическое и личностное развитие ребенка. Экспериментальные исследования позволили сформулировать и обосновать принципы построения технологии физического воспитания детей-сирот, которые отражают закономерности процесса формирования индивидуальности ребенка-сироты. Принцип избыточности-недостаточности утверждает, что положение субъекта в системе неравенств обусловлено его позицией в структуре отношений. Принцип педагогического сопровождения и поддержки основан на понимании того, что сопровождение является недирективной формой оказания социально-психологической поддержки детям-сиротам, у которых на определенных этапах жизнедеятельности возникают личностные трудности. Принцип управления педагогическим процессом означает, что любое образовательное учреждение (в том числе и интернатное), являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Принцип совместной деятельности отражает возможность реализации личностно-развивающего обучения, ориентированного на развитие личности, принятие ее целей, запросов и интересов. В основе принципа развивающего обучения лежит положение о том, что развитие должно совершать свои определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть, прежде чем школа может приступить к обучению ребенка определенным знаниям и навыкам. Принцип субъектности позволяет перейти от традиционно директивной организации физической активности детей-сирот к организации, способствующей актуализации внутренней, творческой активности личности ребенка-сироты.

Ключевые слова: дети-сироты, физическое воспитание, обучение, технология, принципы.

Литература

  1. Виленский М. Я. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: монография / М. Я. Виленский, В. В. Черняев. – М.: Прометей, 2004. – 305 с.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
  3. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие / В. В. Краевский; 2‑е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
  4. Леонтьева М. С. Дошкольное физическое воспитание детей-си­рот: монография / М. С. Леонтьева. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – 120 с.
  5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев; 3‑е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и Спорт, Спорт АкадемПресс, 2008. – 544 с.
  6. Наливайко Т. Е. Теоретические основы операционально-дея­те­ль­ностных технологий обучения: дис. … докт. пед. наук / Т. Е. Наливайко. – М., 2000. – 326 с.
  7. Чермит К. Д. Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи / К. Д. Чермит, С. Н. Бегидова, А. Б. Бгуашев и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2014. – № 4 (146). – С. 146–154.