Особенности вариабельности кардиоритма как показатель адекватности двигательного режима в процессе занятий физической культурой детей 7-8 лет

Фотографии: 

Кандидат психологических наук А.В. Добрин
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Многочисленные исследования показывают, что одним из направлений мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, является такая организация урока физической культуры младших школьников, при которой физические упражнения сочетаются с определённым эмоциональным состоянием детей, способствующим повышению энергетической мобилизации организма, и, как следствие, успешной адаптации к двигательной активности. В связи с этим целью данного исследования было изучение особенностей вариабельности сердечного ритма (ВСР) детей младшего школьного возраста в процессе эмоциональной нагрузки. В исследовании приняли участие 150 испытуемых в возрасте 7-8 лет. Изучение особенностей вариабельности кардиоритма проводилось при помощи программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М». Регистрация вариабельности ритма сердца проводилась в трех разных условиях: фоновая запись, при припоминании поощрения, при припоминании наказания. Каждый раз происходила запись 300 R-R интервалов. Результаты исследования показали, что у детей в ситуации эмоционального напряжения происходит возрастание активности симпатического отдела автономной нервной системы (АНС) в регуляции кардиоритма. В то же время положительные эмоции приводят к усилению влияния парасимпатического отдела АНС на сердечный ритм, что способствует успешности адаптации к физическим нагрузкам младших школьников. Полученные результаты согласуются с данными других авторов, согласно которым у младших школьников в регуляции ритма сердца происходит усиление суммарных нейрогуморальных влияний и увеличивается активность автономного контура регуляции.

Ключевые слова: кардиоритм, вариабельность кардиоритма, автономная нервная система, эмоции, адаптация к физическим нагрузкам, младшие школьники.

Литература

  1. Баевский Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. – 2001. – № 3. – С. 108–127.
  2. Баевский Р. М. Математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. – М.: Наука, 1984. – 222 с.
  3. Буркова С. А. Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников / С. А. Буркова, Е. И. Николаева // Ученые записки СпбГМУ им. академика И. П. Павлова. – 2008. – Т. XV. – № 4. – С. 45–48.
  4. Крысюк О. Н. Возрастные особенности биоэлектрической активности миокарда и автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей 7–11 лет / О. Н. Крысюк // Новые исследования. – 2008.– Т. 1. – № 16–1. – С. 52–60.
  5. Николаева Е. И. Психофизиология: учебник для вузов. 2‑е изд. / Е. И. Ни­ко­лае­ва. – М.: Пер СЕ, 2003. – 544 с.
  6. Синяк Е. Д. Влияние урока физической культуры на вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в начале и в конце учебного года: автореф. дис. … канд. биол. наук / Е. Д. Синяк. – Казань, 2003.
  7. Ульянинский Л. С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция / Л. С. Ульянинский // Физиологический журнал. – 1994. – Т. 80. – № 2. – С. 23–33
  8. Шимшиева О. Н. Влияние физической нагрузки на параметры вариабельности сердечного ритма юношей при широтном перемещении / О. Н. Шимшиева, С. И. Логинов // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 87–90.
  9. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография. Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Удмуртский гос. ун-т» / Н. И. Шлык. – Ижевск: Удмуртский ун-т, 2009. – 254 с.
  10. Шлык Н. И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей / Н. И. Шлык. – Ижевск: Филиал изд-ва Нижегородского университета, 1991. – 488 с.