Особенности изменения морфофункциональных, психологических, гормонально-метаболических показателей у студентов-первокурсников в период адаптации в вузе

Фотографии: 

ˑ: 

К.В. Сухинина
Иркутский государственный университет, физкультурно-оздоровительный центр, Иркутск

Целью исследования стало выявление особенностей изменения морфофункциональных, психологических, гормонально-метаболических показателей у студентов 1-го курса в период адаптации на начальном этапе обучения в вузе на основе теоретического анализа. В ходе научной работы проводился анализ публикаций периодических научных изданий за последние 10 лет по педагогическим, психологическим, биологическим, физиологическим, медицинским наукам. При проведении литературного обзора были рассмотрены основные результаты исследований, посвященные изучению особенностей адаптации первокурсников на начальном этапе обучения: психологические изменения у студентов в зависимости от профиля обучения, морфофункциональные изменения, гормонально-метаболические изменения (изменения уровней глюкозы, пролактина, кортизола, дегидроэпиандростендиона, лептина). Автор отмечает, что в настоящее время именно эти вопросы требуют дальнейшего исследования.

Ключевые слова: адаптация к обучению, заболеваемость, студенты, психологические, морфофункциональные, гормонально-метаболические особенности.

Литература

  1. Алтынова Н. В. Физиологический статус сту­ден­тов‑пер­во­курс­ни­ков в условиях адаптации к обучению в вузе / Н. В. Алтынова, А. В. Панихина, Н. И. Анисимов и др. // В мире научных открытий. – 2009. – № 3–2. – С. 99–103.
  2. Афиногенова О. И. Особенности адаптации сту­ден­тов‑перво­кур­сников к условиям обучения в университете / О. И. Афиногенова // Новые исследования. – 2011. – № 26. – С. 55–59.
  3. Борисова О. А. Изучение физического развития и функционального состояния у сту­ден­тов‑перво­курс­ни­ков МГОУ за последние три года / О. А. Борисова, Н. И. Алексеев и др. // «Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии»: матер. междунар. заоч. науч.-практ. конф.. Ч. I (27 ноября 2012 г.). – Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2012. – 146 с.
  4. Долгова В. И. Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, Е. С. Нижегородцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 66–70.
  5. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, – Мн.: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.
  6. Елькова Л. С. Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза / Л. С. Елькова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. – С. 207–209.
  7. Зашихина В. В. Психофизиологические аспекты адаптации студентов вузов / В. В. Зашихина, Т. В. Цыганок // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 2. – С. 64–68.
  8. Зерщикова Т. А. Особенности адаптации первокурсников педагогического факультета/Т. А. Зверщикова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 (ч. 2). – С. 254–257.
  9. Колесникова Л. И. Состояние здоровья и особенности образа жизни студентов‑первокурсников иркутского государственного университета / Л. И. Колесникова, Л. В. Рычкова, В. В. Долгих и др. // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1 (ч. 3). – С. 522–527.
  10. Колесникова Л. И. Социально-психологические особенности сту­ден­тов‑пер­во­курс­ни­ков в зависимости от профиля обучения / Л. И. Колесникова, Л. В. Рычкова, В. М. Поляков и др. // Бюллетень ВС НЦ СО РАМН. – 2015. – № 4. – С. 52–57.
  11. Коломиец О. И. Заболеваемость и вегетативный статус сту­ден­тов‑первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях / О. И. Коломиец, Н. П. Петрушкина, О. А. Макунина // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесграфта. – 2015. – № 1 (119). – С. 97–104.
  12. Любаев А. В. Медико-биологические аспекты здоровья сту­ден­тов‑пер­вокурсников, обучающихся в ННГУ им. Н. И. Лобачевского//Молодой ученый. – 2015. – № 16. – С. 440–442.
  13. Марьинских С. Г. Морфофункциональное состояние и двигательная активность учащихся в период адаптации к обучению в вузе: дис. … канд. биол. наук / С. Г. Марьинских. – Набережные Челны, 2011. – 200 с.
  14. Матчин Г. А. Анализ заболеваемости студентов Оренбургского государственного университета за пять лет / Г. А. Матчин, А. М. Суздалева, О. Н. Токарева // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 9 – С. 34–39.
  15. Осадчая Е. А. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу / Е. А. Осадчая, Р. Ф. Петрова / Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. – 2009. – № 4. – С. 40–49.
  16. Сухинина К. В. Особенности изменений личностных характеристик у студентов Иркутского государственного университета на первом и втором курсах / К. В. Сухинина // Физическая культура, спорт, туризм в жизни современной нации: сб. статей Междунар. науч.-метод. конф, посвященной 70‑летию кафедры физкультурно-оздоровительного центра Иркутского государственного университета (23–24 июня 2017 г, Иркутск). – Иркутск, Изд-во ИГУ, 2017. – С. 145–154.