Педагогическая диагностика компетенций в образовательных программах подготовки бакалавров по физической культуре

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Бондин1
Аспирант О.Н. Толстокора1
1Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Анализируются современные подходы к педагогической диагностике компетенции в реализуемых образовательных программах подготовки бакалавров по физической культуре. Рассматриваются различные по сущности и содержанию подходы к определению понятий «способность», «готовность» и «самосовершенствование», характеризующих компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), а предлагаемые методы диагностики компетенции не оценивают качества личности, ценностное отношение и мотивы, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Делается вывод о том, что современная диагностика компетенций является недостоверной, что снижает качество подготовки бакалавров по физической культуре. В реализуемых образовательных программах не только отсутствуют единые подходы к содержанию понятий, но и нет общепринятой концепции компетентностно-ориентированного подхода в подготовке бакалавров. Актуализируется необходимость проведения комплексных исследований по разработке достоверного диагностического инструментария оценки компетенций и компетентности выпускников вуза.

Ключевые слова: диагностика, компетенции, способности, ценности, качества личности, образовательные программы, подготовка бакалавров по физической культуре.

Литература

  1. Баранов О. С. Идеографический словарь русского языка / О. С. Баранов. – М.: Изд-во ЭТС, 1995. – 820 с.
  2. Бондин В. И. К вопросу о терминологии в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования / В. И. Бондин, М. В. Марченко // Интернет-жур­нал «Мир науки». – 2017. – Т. 5. – № 1 http: // mir-nauki.com/PDF/38 PDMN117/.pdf (доступ свободный).
  3. Иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев и др. – М: Большая российская энциклопедия, 1995. – С. 656. [Электронный ресурс]: URL: https://siovar.cc/enc/bolshoy/2121088.html (Дата обращения: 31.01.2017)
  4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
  5. Конт-Спонвиль А. Философский  словарь / А. Конт-Спон­виль / Пер. с франц. Е. В. Го­ло­ви­ной. – М.: Этерна, 2012. – 752 с.
  6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой деятельности / Д.А Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
  7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений. 4‑е изд., доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М: Азбуковин, 1999. – 994 с.
  8. Петровский А. В. Психология. Словарь. 2‑е изд., испр. и доп. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  9. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 – “Педагогическое образование (уровень бакалавриата)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 № 40536).
  10. Равен Джон. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Джон Равен/пер с англ. – М.: «Когито-центр», 2001. – 142 с.
  11. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
  12. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 2: П – Я [В 2 т.: Пер. с англ.]. – М.: Вече: АСТ, 2003. – 559 с.
  13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
  14. Словарь психологических терминов и определений [Электронный ресурс]: URLhttp://psihotesti.ru/gloss/tag/gotovnost (Дата обращения 31.01.2017)
  15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М., 1961. – С. 9–20.
  16. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).