Методика преподавания китайской гимнастики тайцзицюань

А.В. Мурашова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Развитие оздоровительной физической культуры, внедрение новых средств оздоровительной тренировки – важная и актуальная задача. В наше время все большее распространение набирает китайская гимнастика тайцзицюань, которая является одним из видов китайского ушу. Подробный анализ различных аспектов китайской гимнастики тайцзицюань выявил отсутствие четко сформированных и разработанных методик по преподаванию данного направления, основанных на достижениях отечественной школы физической культуры и спорта. В связи с этим была проанализирована методика преподавания китайской гимнастики тайцзицюань на основе разработок Пекинского университета спорта и разработана адаптированная к отечественным условиям методика. Средством адаптации данной методики к российским условиям послужила концепция уровней управления движениями человека Н.А. Бернштейна, который является основоположником психофизиологических исследований организации и управления движениями человека, широко используемых в отечественной педагогике физической культуры и спорта. После апробации методики на практических занятиях была оценена ее эффективность через объективные и субъективные показатели. Субъективные показатели основывались на самооценке соматического и психологического состояния здоровья через анкетирование занимающихся. Объективные показатели были собраны в лабораторных и естественных условиях и включали показатели функционального состояния и показатели физической подготовленности.

Ключевые слова: тайцзицюань, методика, методика преподавания тайцзицюань.

Литература

  1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
  2. Гуйсян К. «Входные врата» упрощенного тайцзицюань семьи Чэнь / К. Гуйсян / Пер. с кит. С. Берехнюка, 1994. – Новосибирск: АНО «Межрегиональная федерация тайцзицюань», 2009. – 272 с.
  3. Мурашова А. В. Оздоровительная китайская гимнастика тайц­зи­цюань: обзор исследований и постановка проблемы / А. В. Мурашова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 88–94.
  4. Мурашова А. В. Этапы освоения навыков тайцзицюань и уровни управления движениями человека/А. В. Мурашова, С. А. Комиссаров, Д. Лю, Б.О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 37–53.
  5. Мурашова А. В. О педагогике китайской гимнастики тайцзицюань / А. В. Мурашова, Б. О. Майер, С. А. Комиссаров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 7–18.