Новые реалии современного олимпийского спорта: кризис или перезагрузка ценностей?

Фотографии: 

ˑ: 

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева
 
Возрождению в конце XIX века Олимпийских игр современный мир обязан Пьеру де Кубертену и его соратникам, которые понимали идею олимпизма не просто как развитие мирового спортивного движения, а прежде всего как концепцию новой гуманистической философии.
Пьер де Кубертен верил в мощную образовательную и воспитательную силу спорта, полагая что духовно-нравственное развитие нового поколения людей невозможно без гармоничного развития человека, в котором важнейшей составляющей является физическое воспитание.
Главный замысел Кубертена состоял в том, чтобы последовательно и систематично использовать спорт для решения педагогических задач как «обновление человечества через воспитание». В таком случае можно утверждать, что олимпизм в своей философской сущности базируется на общеевропейской просветительской установке, суть которой состоит в том, чтобы путем гуманистического воспитания можно было преобразовать социальную реальность. Такая позиция выдвигает на первое место моральную сторону участия в спортивном состязании. В концепции Кубертена спортсмен не должен стремиться к победе любой ценой, поскольку честная игра – основа олимпизма. Предпочтение в спортивном состязании следует отдавать благородному поведению, убеждению, что победа – это не конкретный результат, который выражается в баллах, очках, секундах, а та отвага, мужество, дух борьбы, побуждающие спортсмена к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. Только высоконравственное поведение в спортивном поединке будет обеспечивать его воспитательную функцию. Следуя принципам олимпизма, сформированным Пьером де Кубертеном, многие ученые интерпретировали спорт в духе просветительской идеологии, делая акцент на воспитательных функциях спортивной деятельности.
Однако в новой реальности современного общества спорт радикально меняет свое социокультурное значение. Главной функцией олимпийского спорта становится не воспитание, а зрелищность, не участие, а конкретный спортивный результат, не гармоническое развитие, а высокий профессионализм.
Теперь не личностное совершенствование спортсмена и его гармоническое развитие выступают мотивацией к занятиям спортом, как предполагал Кубертен, а жесткие правила коммерческой деятельности диктуют спортсмену, тренеру способ организации спортивной карьеры. Спорт стал высокооплачиваемой профессиональной деятельностью, поэтому появилась острая потребность в поисках повышения работоспособности спортсменов, обеспечения стабильности высоких спортивных результатов на протяжении всего сезона. Как этого добиться в условиях жесткой конкуренции? Ответ был найден: активное использование фармакологических средств, в том числе и запрещенных, вредных для здоровья спортсмена. Поэтому все чаще слышим, что победы спортсменов больше говорят о хорошей работе научных лабораторий, коллективов тренеров, врачей, менеджеров, которые участвуют в подготовке сборных команд.
Трансформации современного спорта, его отклонения от идеалов кубертеновского олимпизма заставляют ученых и практиков размышлять о дальнейшем развитии спорта.
Так, в первой статье «Перспективы» профессора Ф. И. Собянин, В. Н. Ирхин, доценты Т. В. Никулина, А. П. Пересыпкин (Белгород) отмечают, что диалектика современного олимпийского спорта заключается в усиливающемся противоречии между растущей потребностью в повышении спортивных результатов, установлении рекордов и развивающейся тенденцией в достижении этих результатов искусственными способами, запрещенными средствами и методами. Такая постановка вопроса приводит к снижению спортивного соперничества, интереса к олимпийскому движению, потере его международного авторитета, к полному распаду олимпийского спорта. Системообразующим началом разрушения олимпийского спорта, по мнению авторов, является глобальный гуманитарный кризис, вызывающий политизацию, коммерциализацию спорта, снижение эффективности управления олимпийским движением. Авторы приходят к выводу, что для принятия научно обоснованных практических мер по адаптации к новым условиям функционирования олимпийского спорта, кардинального изменения системы управления олимпийским движением следует учитывать тенденции снижения значимости для субъектов олимпийского спорта общечеловеческих, международных и национальных олимпийских ценностей
Так что же характерно для современного олимпийского спорта? Глубокий кризис или перезагрузка ценностей, обусловленная современными реалиями развития общества? Однозначного ответа пока нет.
Для романтиков остается надежда сохранить идеалы олимпизма, нацеленные на воспитание гармонично развитого человека. Прагматики предлагают трансформацию идей олимпизма в соответствии с запросами общества, другими словами – перезагрузить современный олимпийский спорт под новый социальный заказ.
Какой же должна быть олимпийская идея XXI века? Хотелось, чтобы российские ученые в ближайшее время сформулировали научно обоснованный ответ на этот непростой вопрос.