Роль физической культуры в повышении адаптационных возможностей и профилактике венозной недостаточности у студентов «Северного университета»

Кандидат медицинских наук, доцент В.С. Павловская1
Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Целью исследования стала оценка адаптационных возможностей организма студентов-медиков, особенно женского пола, изменения которых позволили бы, пусть и косвенно, определить склонность к венозной недостаточности. В работе изучение состояния адаптационных и функциональных возможностей организма осуществлялось у студентов 2-го курса медицинского института СурГУ. В исследовании приняли участие 123 человека, одного возраста, обоих полов, ни у кого из которых не выявлено клинических признаков наличия венозной недостаточности. Измерение cоматометрических и физиометрических показателей, расчёт физиологических показателей, необходимых для оценки функциональных и адаптационных возможностей организма, осуществлялось на практических занятиях в течение осеннего семестра.
Мы полагаем, что такая оценка позволит на очень раннем этапе, в отсутствии ещё клинических признаков, не просто выявить адаптационные и функциональные проблемы, но и скорректировать влияние негативных экологических факторов и образа жизни с целью недопущения появления этих признаков, что дает возможность избежать развития патологии в будущем. Основная роль в такой профилактике, на наш взгляд, принадлежит физической культуре.

Ключевые слова: адаптационные возможности, венозная недостаточность, кардиореспираторная система, здоровье на Севере, образовательная среда, физическая культура.

Литература

  1. Агбалян Е. В. Влияние фактора питания на состояние здоровья населения Крайнего Севера/Е. В. Агбалян, А. А. Буганов, Е. И. Ионова//Медицина труда и промышленная экология. – 2003. – № 4. – С. 25–28.
  2. Апокин В.В. Биоритмологический анализ состояния неспецифической адаптоспособности организма спортсменов-пловцов из разных климатогеографических регионов / В.В. Апокин, А.А. Повзун, В.А. Родионов // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 1. – С. 87-90.
  3. Апокин В. В. Функциональный анализ ритма в оценке адаптационного резерва организма спортсмена/В. В. Апокин, Д. А. Быковских, А. А. Повзун//Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. – С. 89.
  4. Богачев В.Ю. Начальные формы ХВН: эпидемиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика / В.Ю. Богачев // Cоnsiliummedicum. – 2007. – Т. 9, № 6. – С. 43-55.
  5. Иорданская Ф.А. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики / Ф.А. Иорданская // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 1. – С. 18- 24.
  6. Новокрестова С.В. Распространенность ИБС и факторов риска среди коренного (малочисленного) населения на Крайнем Севере / С.В. Новокрестова, Л.E. Уманская, А.А. Буганов // Здравоохранение Ямала. – 2000. – № 1 (5). – С. 12-14.
  7. Павловская В. С. Изменение структуры биоритмов основных физиологических показателей у студентов лечебного факультета при переходе на зимнее время/В. С. Павловская, А. А. Повзун, М. С. Вахлова//Вестник СурГУ. Медицина. – 2010. – № 3 (6). – С. 4–15.
  8. Павловская В. С. Анализ фактического питания студентов 3–4‑го кур­сов МИ СурГУ/В. С. Павловская, А. Е. Подгорбунских, О. Ю. Брусенцов//Вестник СурГУ. Медицина. – 2011. – № 10. – С. 30.
  9. Павловская В.С. Хронобиологическая характеристика сезонной адаптации к физическим нагрузкам спортсменов-школьников / В.С. Павловская, А.А. Повзун, Е.П. Рабченюк // Вестник СурГУ. Медицина. – 2009. – № (2) 3. – С. 81-89.
  10. Повзун А. А. Оценка эффективности оздоровительной работы средствами физической культуры по состоянию неспецифической адаптоспособности организма ребёнка в условиях детского дошкольного учреждения/А. А. Повзун, В. В. Апокин, Н. Н. Нерсисян//Теория и практика физ.культуры. – 2012. – № 4. – С. 90–92.
  11. Повзун А.А. Биоритмологическая оценка роли физической культуры в организации оздоровительной работы в вузе / А.А. Повзун, В.Д. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 2. – С. 85-88.
  12. Повзун В. Д. Биоритмологический подход к организации образовательного процесса в высшей школе/В. Д. Повзун, А. А. Повзун, А. В. Сальков//Вестник СурГУ. Медицина. – 2014. – № 2 (20). – С. 20–25.