Роль физической культуры в повышении адаптационных возможностей и профилактике венозной недостаточности у студентов «Северного университета»

ˑ: 

Кандидат медицинских наук, доцент В.С. Павловская1
Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Целью исследования стала оценка адаптационных возможностей организма студентов-медиков, особенно женского пола, изменения которых позволили бы, пусть и косвенно, определить склонность к венозной недостаточности. В работе изучение состояния адаптационных и функциональных возможностей организма осуществлялось у студентов 2-го курса медицинского института СурГУ. В исследовании приняли участие 123 человека, одного возраста, обоих полов, ни у кого из которых не выявлено клинических признаков наличия венозной недостаточности. Измерение cоматометрических и физиометрических показателей, расчёт физиологических показателей, необходимых для оценки функциональных и адаптационных возможностей организма, осуществлялось на практических занятиях в течение осеннего семестра.
Мы полагаем, что такая оценка позволит на очень раннем этапе, в отсутствии ещё клинических признаков, не просто выявить адаптационные и функциональные проблемы, но и скорректировать влияние негативных экологических факторов и образа жизни с целью недопущения появления этих признаков, что дает возможность избежать развития патологии в будущем. Основная роль в такой профилактике, на наш взгляд, принадлежит физической культуре.

Ключевые слова: адаптационные возможности, венозная недостаточность, кардиореспираторная система, здоровье на Севере, образовательная среда, физическая культура.

Литература

  1. Агбалян Е. В. Влияние фактора питания на состояние здоровья населения Крайнего Севера/Е. В. Агбалян, А. А. Буганов, Е. И. Ионова//Медицина труда и промышленная экология. – 2003. – № 4. – С. 25–28.
  2. Апокин В.В. Биоритмологический анализ состояния неспецифической адаптоспособности организма спортсменов-пловцов из разных климатогеографических регионов / В.В. Апокин, А.А. Повзун, В.А. Родионов // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 1. – С. 87-90.
  3. Апокин В. В. Функциональный анализ ритма в оценке адаптационного резерва организма спортсмена/В. В. Апокин, Д. А. Быковских, А. А. Повзун//Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. – С. 89.
  4. Богачев В.Ю. Начальные формы ХВН: эпидемиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика / В.Ю. Богачев // Cоnsiliummedicum. – 2007. – Т. 9, № 6. – С. 43-55.
  5. Иорданская Ф.А. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики / Ф.А. Иорданская // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 1. – С. 18- 24.
  6. Новокрестова С.В. Распространенность ИБС и факторов риска среди коренного (малочисленного) населения на Крайнем Севере / С.В. Новокрестова, Л.E. Уманская, А.А. Буганов // Здравоохранение Ямала. – 2000. – № 1 (5). – С. 12-14.
  7. Павловская В. С. Изменение структуры биоритмов основных физиологических показателей у студентов лечебного факультета при переходе на зимнее время/В. С. Павловская, А. А. Повзун, М. С. Вахлова//Вестник СурГУ. Медицина. – 2010. – № 3 (6). – С. 4–15.
  8. Павловская В. С. Анализ фактического питания студентов 3–4‑го кур­сов МИ СурГУ/В. С. Павловская, А. Е. Подгорбунских, О. Ю. Брусенцов//Вестник СурГУ. Медицина. – 2011. – № 10. – С. 30.
  9. Павловская В.С. Хронобиологическая характеристика сезонной адаптации к физическим нагрузкам спортсменов-школьников / В.С. Павловская, А.А. Повзун, Е.П. Рабченюк // Вестник СурГУ. Медицина. – 2009. – № (2) 3. – С. 81-89.
  10. Повзун А. А. Оценка эффективности оздоровительной работы средствами физической культуры по состоянию неспецифической адаптоспособности организма ребёнка в условиях детского дошкольного учреждения/А. А. Повзун, В. В. Апокин, Н. Н. Нерсисян//Теория и практика физ.культуры. – 2012. – № 4. – С. 90–92.
  11. Повзун А.А. Биоритмологическая оценка роли физической культуры в организации оздоровительной работы в вузе / А.А. Повзун, В.Д. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 2. – С. 85-88.
  12. Повзун В. Д. Биоритмологический подход к организации образовательного процесса в высшей школе/В. Д. Повзун, А. А. Повзун, А. В. Сальков//Вестник СурГУ. Медицина. – 2014. – № 2 (20). – С. 20–25.