Биоэнергетические основы соревновательного метода тренировки у пловцов высокого класса

Доктор педагогических наук, профессор В.Р. Соломатин1
Член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Настоящее исследование проводилось с целью изучения особенностей воздействия соревновательного метода тренировки в плавании; систематизации соревновательных дистанций по характеру и величине физиологических реакций организма в ответ на нагрузку, а также в зависимости от уровня развития максимума аэробных и анаэробных возможностей у пловцов высокого класса. В исследовании приняли участие 42 пловца и 22 пловчихи 16-18 лет – кандидаты в мастера и мастера спорта. Им предлагалось проплыть дистанции 50, 100, 200 и 400 м с максимально доступной скоростью способами «кроль на груди и на спине», «дельфин» и «брасс». Характер и глубина тренировочного воздействия каждого упражнения определялись по показателям газообмена. Было установлено, что для развития и совершенствования аэробных возможностей пловцов юношей и девушек высокого класса может эффективно использоваться однократное проплывание дистанций от 100 до 400 м с максимальной скоростью всеми спортивными способами плавания. Для развития и совершенствования анаэробных возможностей пловцы-юноши и девушки с относительно высокими величинами VO2max и ЕхсСО2 могут однократно проплывать дистанции от 50 до 400 м всеми спортивными способами, взрослым пловцам с относительно низкими величинами этих показателей целесообразно выполнять эти упражнения на дистанциях 100 и 200 м. Для параллельного повышения функциональных и силовых возможностей рекомендуется плавание дельфином на дистанциях от 50 до 400 м.

Ключевые слова: высококвалифицированные пловцы, аэробная и анаэробная работоспособность, соревновательный метод тренировки.

Литература

  1. Булгакова Н.Ж. Срочный тренировочный эффект и систематизация специальных тренировочных упражнений в зависимости от уровня развития аэробных и анаэробных возможностей пловцов высокого класса / Н.Ж. Булгакова, В.Р. Соломатин, А. Журавик // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 1. – С. 37-39.
  2. Парфенов В. А. Тренировка квалифицированных плов­цов/В. А. Пар­­фе­нов, В. Н. Пла­то­нов. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  3. Платонов В.Н. Тренировка пловцов высокого класса / В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский. – М: Физкультура и спорт, 1985.
  4. Соломатин В.Р. Медико-биологические основы и методы развития выносливости: учеб. пособие / В.Р. Соломатин. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1991.
  5. Соломатин В.Р. Критерии срочного тренировочного эффекта специальных упражнений и индивидуализация подготовки пловцов высокой квалификации / В.Р. Соломатин // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 10. – С. 68-71.
  6. Соломатин В.Р. Индивидуализация многолетней тренировки в спортивном плавании: монография / В.Р. Соломатин. – М.: Физическая культура, 2009. – 241 с.
  7. Соломатин В. Р. Срочный тренировочный эффект и систематизация специальных упражнений в зависимости от уровня развития функциональных возможностей пловцов высокого класса/В. Р. Соломатин//Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2009. – № 10 (56). – С. 97–101.
  8. Соломатин В. Р. Вариативность срочных тренировочных эффектов как основа систематизации специальных упражнений пловцов/В. Р. Соломатин//Вестник спортивной науки. – 2010. – № 2. – С. 25–27.