Функциональные показатели деятельности сердца у мальчиков-подростков и юношей г. Севастополя

Фотографии: 

Доктор медицинских наук, профессор А.Л. Корепанов1
Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Головко1
Кандидат психологических наук, доцент И.Ю. Василенко1
Кандидат психологических наук, доцент С.Е. Моторная1
1Севастопольский государственный университет, Севастополь

Целью работы стала сравнительная оценка деятельности сердца у мальчиков-подростков и юношей г. Севастополя. В исследовании принял участие 61 человек: мальчики-подростки 13-14 лет (22 человека), юноши 17-18 лет – студенты 1-го курса (16 человек) и юноши 21-22 лет – студенты 5-го курса (23 человека). Функциональные показатели работы сердца и сократимости миокарда изучали посредством компьютерной поликардиографии. Полученные результаты показали, что деятельность миокарда у юношей-студентов менее эффективна, чем у подростков, что подтверждается увеличением индекса напряжения миокарда, уровня мобилизации сердца, снижением его адаптационного потенциала. Отрицательная динамика функционального состояния и сократительной способности сердца сохраняется в ходе обучения в университете. Выявленные закономерности отражают снижение функциональных ресурсов сердечно-сосудистой системы у студентов. Полученные данные будут использованы при разработке методик оптимизации тренировочного процесса и профилактики патологической трансформации сердца подростков и юношей.

Ключевые слова: мальчики-подростки, юноши, физическое развитие, функциональное состояние миокарда.

Литература

  1. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева – М: Изд-во «Медицина», 1997. – 253 с.
  2. Балыкова Л.А. Изменения сердечно-сосудистой и иммунной систем у юных спортсменов: положительные эффекты L-карнитина / Л.А. Балыкова [и др.] // Педиатрия. Приложение «Consilium Vedicum». – 2014. – № 4. – С. 20-24.
  3. Баранова А.А. Физиология роста и развития детей и подростков: практическое руководство / А.А. Баранова, Л.А. Щеплягина. – М: Изд-во ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 432 с.
  4. Воронина И.Ю. Состояние сердечно-сосудистой системы у студентов профессионального лицея во время производственной практики / И.Ю. Воронина // Биологические науки. – 2016. – № 45 (3). – С. 8-10.
  5. Долгих В.В. Роль психоэмоциональных и социальных факторов в развитии эссенциальной артериальной гипертензии у подростков / В.В. Долгих, Ж.В. Прохорова, Н.А. Фомина // Педиатрия. – 2011. – № 5. – С. 25-28.
  6. Каташинская Л.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников и студентов г. Ишима / Л.И. Каташинская // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2009. – № 3. – С. 175-181.
  7. Корепанов А. Л. Функциональные показатели деятельности сердца у подростков с разными темпами физического развития/А. Л. Корепанов//Теория и практика физ. культуры. – 2016. –№ 12. – С. 49–51.
  8. Лубышева Л. И. Кинезиологический подход как методология современной спортивной науки и практики/Л. И. Лубышева, А. И. Загревская//Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 3–5.
  9. Шейх-Заде Ю.Р. Определение должной частоты сокращений у человека в покое / Ю.Р. Шейх-Заде, Ю.А. Зузик., К.Ю. Шейх-Заде // Физиология человека. – 2001. – № 27 (6). – С. 114-116.
  10. Шейх-Заде К.Ю. Функциональная оценка сердца в норме и при раннем скрытом сифилисе: автореф. дис. ... канд. мед. наук / К.Ю. Шейх-Заде. – Краснодар, 2001. – 19 с.