Профессиональная мобильность как механизм адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к современным условиям

Фотографии: 

Кандидат психологических наук, доцент О.В. Булатова1
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Братцева1
Доктор педагогических наук, доцент В.А. Мищенко1
Доктор педагогических наук, профессор С.А. Гильманов1
А.Д. Данилова1
Кандидат педагогических наук Е.А. Лубышев2
1Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
2Московский городской педагогический университет, Москва

Актуальность исследования определяется рядом принципиальных изменений в обществе. Во-первых, в последние годы наметилась тенденция к увеличению количества образовательных организаций профессионального образования, осуществляющих обучение инвалидов, и численности обучающихся с инвалидностью. Во-вторых, необходимостью разработки новых подходов к образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью в условиях реализации инклюзии в вузе. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие проблемы развития профессиональной мобильности у студентов с ОВЗ и инвалидностью как механизма адаптации к современным условиям. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является положение Л.С. Выготского об объективных законах нормального и отклоняющегося развития ребенка, позволяющего комплексно рассмотреть особенности развития профессиональной мобильности у студентов с ОВЗ и инвалидностью. В статье раскрыта сущность профессиональной мобильности, обоснована необходимость развития личностных качеств и компетенций у таких студентов, способствующих успешной адаптации к современному социокультурному пространству и профессиональной среде, также позволяющие быть конкурентоспособными на рынке труда.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, инклюзивное образование, социальная адаптация.

Литература

  1. Булатова О.В. Подготовка студентов к реализации инклюзивного процесса в общем образовании / О.В. Булатова // Вестник угроведения. – 2014. – № 3 (18). – С. 98–101
  2. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе; хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М.: МГППУ. 2013. – 334 с.