Применение методов теории управления усвоением знаний, формированием понятий для обучения двигательным действиям в единоборствах

Фотографии: 

ˑ: 

А.В. Климаков1
Кандидат технических наук, доцент М.Н. Есаулов1
Н.М. Ломакина2
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва
2Институт психологии социологии и социальных отношений, Москва

В данной работе авторами были исследованы возможности использования методов теории управления усвоением знаний, формированием действий и понятий для повышения эффективности освоения двигательных действий в единоборствах. Показана важность формирования ориентировочной основы действия, ее полноты для эффективного освоения двигательного действия. В работе авторами исследовались вопросы методики обучения двигательным действиям в единоборствах. Была использована модель представления действия, предлагаемая теорией П.Я. Гальперина, в которой каждое действие можно представить как систему управления, включающую в себя ориентировочную основу, исполнительную и контрольно-корректировочную части. Проведено сравнительное исследование зависимости эффективности освоения двигательного действия «прямой удар» от степени контроля формирования и понимания ООД на начальном этапе обучения рукопашному бою в двух группах студентов. Процент успешных технических действий оказался выше в группе, где контролю ООД уделялось большее внимание.

Ключевые слова: ориентировочная основа действия, основные опорные точки, рукопашный бой, этапы обучения, двигательное действие.

Литература

  1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем/П. К. Анохин. – М.: Медицина, 1975.
  2. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернш­тейн. – М.: Мед­гиз, 1947.
  3. Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  4. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий». Доклад, обобщающий исследования, представленные на соискание ученой степени доктора пед. наук/П. Я. Гальперин. – М.: МТУ, 1965.
  5. Клевенко В. М. Быстрота в боксе/В. М. Клевенко. – М.: Физкультура и спорт, 1968.
  6. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Та­лы­зи­на. – М.: МГУ, 1975.