Дополнительное образование в поисках спортивных талантов

Фотографии: 

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева

Физическое воспитание в современной школе является важнейшим компонентом образовательной стратегии нашей страны. Однако в рамках обязательных урочных занятий в полной мере решить задачи формирования здоровья, развития физических качеств, приобщения к ЗОЖ не всегда эффективно. Поэтому интенсивно развивается дополнительное образование спортивной направленности. Особенно интересной формой привлечения детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям спортивной деятельностью являются спортивные клубы, которые в основу своей работы положили организацию спортивного досуга детей, отбор спортивных талантов для спорта высших достижений, систематическую тренировочную и спортивную деятельность в рамках образовательной организации. Как показывает практика, спортклуб для детей и молодежи – прекрасная школа общения, организации коммуникативных связей, воспитания коллективизма, толерантности. Известно, что клубная форма позволяет дифференцированно учитывать интересы и потребности юных спортсменов, вести консультационную работу с преподавателями и родителями.
Как правило, в спортклубе реализуются принципы самоуправления, свободы выбора деятельности, разрабатываются образовательные программы с учетом уровня подготовленности занимающихся, готовится атрибутика, спортивная экипировка, что создает творческую атмосферу и психологический комфорт для членов клуба.
Особенно развита деятельность спортклубов за рубежом, например, в США насчитывается более 25 тысяч школьных инициативных клубов, которые служат источником финансирования школьных спортивных программ. Академия «Юность Финляндии» позволяет молодым людям раскрыть свои способности не только в спорте, но и в других видах деятельности.
Основными направлениями совершенствования деятельности школьных спортивных клубов зарубежные специалисты считают их ориентацию на свободное самовыражение юных спортсменов, развитие их индивидуальных способностей, усиление внимания к процессам социализации посредством спортивной деятельности.
В нашей стране также известен опыт клубной работы в рамках проектов «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Нептун» и т. д. Идут поиски новых клубных форм, например «Клуб Добрыни Никитича». Принципы работы, права и обязанности участников данного клуба просты и демократичны. Клуб может создаваться по инициативе активных школьников и учителей, администрации образовательного учреждения. В уставе клуба провозглашается, что желающие стать его членами должны быть честными, справедливыми, преданными Отечеству, должны выдержать испытания по физической подготовке. Помимо спортивных клубов существуют и другие формы дополнительного образования.
В первой статье «Перспективы», подготовленной группой авторов из г. Саранска, доцентами В. В. Кадакиным, О. В. Четайкиной, М. Ю. Кулебякиной, Е. А. Якимовой, предлагается познакомиться с опытом работы республиканского научно-образовательного центра «Академия успеха». Одним из приоритетных направлений деятельности центра является подготовка спортивного резерва по единоборствам и легкой атлетике в рамках реализации общеобразовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки. Важным организационно-педагогическим условием подготовки спортивного резерва на базе НОЦ «Академия успеха» является отбор детей, имеющих перспективу достижения спортивных результатов, для участия в научно-образовательных сменах. Отбор обучающихся на научно-образовательные смены осуществляется на основании рекомендаций руководителей детско-юношеских спортивных школ при условии выполнения установленных нормативов по соответствующему виду спорта, без конкурсного отбора зачисляются юные спортсмены, имеющие высокие результаты на городских, региональных, всероссийских и международных соревнованиях.
Опыт деятельности НОЦ «Академия успеха» свидетельствует о том, что высокая эффективность подготовки спортивного резерва может быть достигнута при наличии следующих организационно-педагогических условий:
отбор учащихся, имеющих перспективу достижения спортивных результатов для обучения на научно-образовательных сменах;
разработка дополнительных общеобразовательных программ научно-образовательных смен по видам спорта;
достаточное программно-методическое обеспечение, предусматривающее рациональную организацию тренировочного процесса;
использование современной инфраструктуры для занятий спортом;
привлечение к реализации образовательных программ высококвалифицированных кадров;
постпрограммное сопровождение спортсменов (участие в олимпиадах, соревнованиях, проведение занятий в рамках Малой школьной академии, ведение базы данных спортивных достижений; поддержка талантливых спортсменов, поступивших в вуз, и др.).
Дополнительное образование спортивной направленности будет успешным только тогда, когда педагоги проявят творчество, позволят детям развивать свою индивидуальность, дадут возможность свободного выбора деятельности. Только в этом случае страна в ближайшем будущем получит новое, креативно мыслящее поколение людей, способных созидать и любить свое Отечество.