Комплексное влияние природных факторов на динамику физического и психомоторного развития учащейся молодежи, проживающей на территории Крайнего Севера

Фотографии: 

Кандидат исторических наук, доцент С.Х. Мухаметгалиева1
Кандидат юридических наук, доцент В.И. Кузьменко1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Иванова2
1Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга
2Тюменский индустриальный университет, филиал в г. Сургуте, Сургут

Рассматриваются вопросы влияния природных факторов на динамику физического и психомоторного развития учащейся молодежи, проживающей в районе Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях. Проблема взаимосвязи здоровья человека и климатических условий актуальна на протяжении долгого времени, так как человек является неотъемлемой частью природы. Методологическую основу исследования составили комплекс теоретических (анализ, синтез, классификация) и эмпирических (тестирование, педагогическое наблюдение, изучение психолого-педагогической и методической литературы, продуктов деятельности студентов, обобщение личного и передового опыта преподавателей) методов исследования, а также методы математической обработки данных. Цель исследования – выявить те природные факторы, которые образуют комплекс, влияющий на динамику физического и психомоторного развития учащейся молодежи, проживающей на территории Крайнего Севера, и определить является ли это влияние негативным. В исследовании приняли участие студенты филиала Тюменского индустриального университета в г. Сургуте. Авторами был установлен комплекс факторов и степень их влияния на уровень физической подготовленности, функциональное и психомоторное развитие студентов, проживающих на территории Севера Российской Федерации.

Ключевые слова: студенческая молодежь, природные и погодные факторы Севера, физическое развитие, психомоторное развитие, негативное влияние.

Литература

  1. Агаджанян Н.А. Человек в условиях Севера / Н.А. Агаджанян. – М.: Круг, 1996.
  2. Башкатова Ю.В. Общая характеристика функциональных систем организма человека в условиях Ханты-Мансийского округа – Югры / Ю.В. Башкатова, В.А. Карпин // Экология человека. – 2014. – № 5. – С. 9-16.
  3. Зуевская Т.В. Климатические и экологические основы патологии человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре / Т.В. Зуевская, В.П. Зуевский, В.Ф. Ушаков и др. // XIII Конгресс «Экология и здоровье человека». – 2008. – Т. 1. – С. 159-163.
  4. Иванова Н.Л. Влияние погодных факторов на студенческую молодежь / Н.Л. Иванова // «Наука и бизнес: пути развития». – 2015. – № 9(51). – С. 5-7.
  5. Лубышева Л.И. Всероссийский комплекс ГТО как фактор развития физкультурно-спортивной деятельности вуза / Л.И. Лубышева // Сб. науч. практ. конф. «Физическая культура, спорт, туризм: науч.-метод. сопровождение». – 2014. – С. 184-189.
  6. Мизун Ю.Г. Здоровье на Севере / Ю.Г. Мизун. – М.: Экология и здоровье, 1997.
  7. Мизун Ю.Г. Космос и здоровье. Как уберечь себя и избежать болезней / Ю.Г. Мизун. – М.: Вече, АСТ, 1998.
  8. Новиков В.С. Физиологические основы жизнедеятельности человека в экстремальных условиях / В.С. Новиков, С.И. Сороко. – СПб.: Политехника-принт, 2017.
  9. Соловьев В.С. Адаптация человека в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / В.С. Соловьев. – Ханты-Мансийск, 2010.
  10. Цепко О.А. Особенности адаптации организма студентов, проживающих на территории Среднего Приобья / О.А. Цепко // Фундаментальные и прикладные аспекты создания биосферосовместимых систем: матер. междунар. научно-тех. интернет-конференции. – 2013. – С. 348-350.