Развитие силовых способностей у студентов, занимающихся тяжелой атлетикой

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, доцент Л.Р. Шафикова1
Кандидат технических наук, доцент А.В. Греб1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа

Статья посвящается экспериментальному апробированию методики развития силовых способностей у студентов Уфимского государственного нефтяного университета (УГНТУ), занимающихся тяжелой атлетикой. Эффективность методики развития силовых способностей оценивалась в процессе педагогического эксперимента на тренировочных занятиях по тяжелой атлетике, на базе УГНТУ г. Уфы в течение 5 месяцев (октябрь 2016 г. – март 2017 г.). В педагогическом эксперименте участвовали 26 студентов-первокурсников 17-18 лет, из которых были сформированы 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 13 человек в каждой. Тренировочные занятия проходили 3 раза в неделю по 90 мин. Занятия в КГ проводились по стандартному тренировочному плану, а в основную часть тренировки ЭГ были внесены элементы соревновательных упражнений, направленных на развитие силы, в результате чего в спортивной подготовке увеличился объем специальной силовой нагрузки до 70 %, а на общую силовую подготовку отводилось до 30 %. Были использованы следующие тестовые упражнения: «приседания со штангой на плечах» (кг), «тяга толчковая» (кг) и «жим штанги лежа» (кг). При изучении среднегрупповых показателей силовых способностей студентов-тяжелоатлетов на двух этапах (октябрь – март) исследования было выявлено достоверное улучшение в ЭГ во всех контрольных тестах (р<0,01-0,001), тогда как в КГ наблюдалось менее выраженное статистическое улучшение (р<0,05). Исходный уровень силовых способностей у испытуемых обеих групп был примерно одинаковым (табл. 3). Различия в результативности по контрольным тестам между обеими группами были статистически недостоверными (р>0,05).

Ключевые слова: силовые способности, тяжелая атлетика, тренировочный процесс, студенты.

Литература

  1. Лубышева Л.И. Кинезиологический подход как методологическая основа спортизации физического воспитания [Текст] / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 6. – С. 2-4.
  2. Марченко В.В. Особенности тренировки квалифицированных тяжелоатлетов [Текст] / В.В. Марченко, В.Н. Рогозян // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 2. – С. 33-36.
  3. Румянцева Э.Р. Спортивная подготовка тяжелоатлеток: механизмы адаптации [Текст]: монография. / Э.Р. Румянцева, П.С. Горулев. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – 260 с.
  4. Федоров Г.Е. Тренировка в приседании [Текст] / Г.Е. Федоров // Мир силы. – 2002. – № 2. – С.5.
  5. Чой Сунг Мо. Скоростно-силовая подготовка в боевых искусствах [Текст] / Чой Сунг Мо. – Ростов: Феникс, 2003. – 192 с.
  6. Шафикова Л.Р. Воспитание силовых способностей и выносливости у женщин среднего возраста на занятиях оздоровительной аэробикой [Текст] / Л.Р. Шафикова // Матер. Междунар. научно-метод. конф., посвященной XXXI летним Олимпийским играм «Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности в вузах на современном этапе социально-политического развития России». В 3 т. – Т. 3. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016. – С. 155-160.
  7. Шафикова Л.Р. Женская групповая акробатика: секреты адаптации: монография [Текст] / Л.Р. Шафикова. – Уфа: Баш ИФК, 2012. – 131 с.
  8. Шейко Б.И. Техника выполнения приседания [Текст] / Б.И. Шейко // Олимп. – 2002. – № 2. – С. 26-31.