Методическое сопровождение дополнительных занятий спортивной направленности на основе свободного выбора физической активности

Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Доктор педагогических наук, профессор В.С. Быков1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Кокин1
К.Б. Киекпаева1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Настоящее время требует совершенствования физического воспитания молодежи, предоставления молодым людям возможности и широты выбора в осуществлении двигательной деятельности. В статье представлены концептуальные положения совершенствования физического воспитания юношей. Показано, что отдельные физические качества и функции организма имеют достоверную корреляционную взаимозависимость. Следовательно, направленное воздействие на одни доминирующие у индивидуума качества опосредованно вызовет улучшение других. Авторами предлагается методика, позволяющая индивидуализацию тренировочного процесса юношей с учетом взаимозависимости отдельных сторон их физической и функциональной подготовленности с упором на уже более развитые стороны подготовленности. Экспериментальная группа занималась с использованием разделов базовой учебной дисциплины «Физическая культура» по программам внеурочной деятельности, отдав предпочтение интересующему их виду физкультурно-спортивной деятельности и совершенствованию наиболее развитых уже физических качеств. Юношам были предложены на выбор следующие направления двигательной активности: «Спортивные игры», «Атлетическая гимнастика», «Фитнес-аэробика», «Самбо». В исследовании обосновывается эффективность программы физического воспитания спортивной направленности, учитывающей корреляцию показателей физических качеств и функций организма. Авторами зафиксировано достоверное улучшение показателей гибкости, координированности, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств участников экспериментальной группы за 9 месяце эксперимента, улучшение показателей функциональных систем.

Ключевые слова: физические качества, спортизированное физическое воспитание, индивидуализация, юноши, корреляционный анализ.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 19-22.
  2. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 11-14.
  3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
  4. Черепов Е.А. Воспитание силовых способностей юношей-старшеклассников на основе учебно-тренировочного модуля / Е.А. Черепов // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2014. – Т. 14. – № 2. – С. 7-13.