Методическое сопровождение дополнительных занятий спортивной направленности на основе свободного выбора физической активности

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Доктор педагогических наук, профессор В.С. Быков1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Кокин1
К.Б. Киекпаева1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Настоящее время требует совершенствования физического воспитания молодежи, предоставления молодым людям возможности и широты выбора в осуществлении двигательной деятельности. В статье представлены концептуальные положения совершенствования физического воспитания юношей. Показано, что отдельные физические качества и функции организма имеют достоверную корреляционную взаимозависимость. Следовательно, направленное воздействие на одни доминирующие у индивидуума качества опосредованно вызовет улучшение других. Авторами предлагается методика, позволяющая индивидуализацию тренировочного процесса юношей с учетом взаимозависимости отдельных сторон их физической и функциональной подготовленности с упором на уже более развитые стороны подготовленности. Экспериментальная группа занималась с использованием разделов базовой учебной дисциплины «Физическая культура» по программам внеурочной деятельности, отдав предпочтение интересующему их виду физкультурно-спортивной деятельности и совершенствованию наиболее развитых уже физических качеств. Юношам были предложены на выбор следующие направления двигательной активности: «Спортивные игры», «Атлетическая гимнастика», «Фитнес-аэробика», «Самбо». В исследовании обосновывается эффективность программы физического воспитания спортивной направленности, учитывающей корреляцию показателей физических качеств и функций организма. Авторами зафиксировано достоверное улучшение показателей гибкости, координированности, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств участников экспериментальной группы за 9 месяце эксперимента, улучшение показателей функциональных систем.

Ключевые слова: физические качества, спортизированное физическое воспитание, индивидуализация, юноши, корреляционный анализ.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 19-22.
  2. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 11-14.
  3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
  4. Черепов Е.А. Воспитание силовых способностей юношей-старшеклассников на основе учебно-тренировочного модуля / Е.А. Черепов // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2014. – Т. 14. – № 2. – С. 7-13.