Ретроспективный анализ взаимосвязи психомоторных способностей и процесса физического воспитания спортсменов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор В.П. Озеров1
Кандидат психологических наук, доцент Л.А. Небытова1
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Катренко1
Соискатель Ю.И. Журавлева2
1Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
2Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ВолгГМУ, Пятигорск

Постановка вопроса формирования специальных способностей спортсменов обусловлена тем, что она была и остаётся базисной проблемой психологии. Актуальность исследования психомоторных способностей подтверждает и тот факт, что еще столетие назад выдающиеся ученые И.М. Сеченов, который ввел понятие «психомоторика», и П.Ф. Лесгафт указали на важность научных разработок в области развития психомоторных способностей человека как единства его физической и психической сферы. Однако до сих пор в теории психологии, в психолого-педагогических науках существуют значительные разногласия в использовании и толковании близких друг к другу психологических понятий и терминов, касающихся изысканий в данном направлении. В статье конкретизируются и даются определения этим понятиям.
Значимость исследования заключается в комплексном подходе к изучению психомоторных способностей и целенаправленному их формированию у спортсменов.

Ключевые слова: структура, задатки, психомоторные свойства и качества, психомоторные способности, психомоторные особенности, психомоторная одаренность и талант, физическое воспитание, двигательные действия.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966.
  2. Гальтон Фр. Наследственность таланта, ее законы и последствия / Фр. Гальтон. – СПб., 1875.
  3. Ильин Е.П. Двигательная память. Точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е.П. Ильин // Психомоторика. – Л., 1976. – С. 62.
  4. Ильин Е.П. Одаренность, способности, качество – синонимы или разные понятия? / Е.П. Ильин // Теория и практика физ. культуры. – 1981. – № 9. – С. 48-51
  5. Коссов Б.Б. Теоретические и прикладные проблемы психологии двигательного развития / Б.Б. Коссов, Н.П. Локалова, Т. Ратанова // Психологические проблемы физического воспитания школьников. – М., 1989.
  6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной пригодности / Б.В. Кулагин. – М.: Медицина, 1984. – 216 с.
  7. Никандров В.В. Психомоторика: учеб. пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2004. – 104 с.
  8. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей человека: монография / В.П. Озеров. – Ставрополь: Сервисшкола, 2011. – 280 с.
  9. Озеров В.П. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию. – Кишинев: КПИ им. С. Лазо: 1986. – 20 с.
  10. Озеров В.П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека: учеб. пособие / В.П. Озеров; предис. проф. В.П. Зинченко, Б.Б. Коссова. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. – 472 с.
  11. Озеров В.П. О прогнозировании и развитии двигательных способностей / В.П. Озеров, В.А. Волков // Матер. конф. молодых научных сотрудников ВНИИФК за 1974 г. – М., 1975. – С. 47-52.
  12. Озеров В.П. Психологические основы работы с одаренными учениками / В.П. Озеров, Н.А. Медведева, Д.А. Майорова. – Ставрополь, 2001. – 112 с.
  13. Павлов И.П. Полн. собрание соч. / И.П. Павлов. – М.-Л.: Академия наук СССР, 1952. – С. 187.
  14. Платонов К.К. Психологическая характеристика спортсмена / К.К. Платонов // Теория и практика физ. культуры. – 1971. – № 1. – С. 13-16.
  15. Платонов К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1972. – 312.
  16. Родин Ю.И. Проблема психомоторики человека в свете естественнонаучной парадигмы / Ю.И. Родин // Психология. Историко-критические образы и современные исследования. – 2017. – Т. 6, № 5 А. – С. 5-23.
  17. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 1960. – № 3. – С. 9.
  18. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов. – М.: Наука, 1979. – 352 с.
  19. Советский энциклопедический словарь / гл. редактор А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 1304.
  20. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1965. – 358 с.