Повышение технико-тактической подготовленности борцов греко-римского стиля посредством внедрения системы мотивационно-принудительного стимулирования

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Болтиков1
Кандидат педагогических наук, профессор О.Б. Соломахин1
Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Рассматривается актуальная проблема повышения качества технико-тактической подготовленности борцов греко-римского стиля. Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Витязь» г. Набережные Челны. Для осуществления эксперимента были организованы контрольные и экспериментальные группы, по 26 человек в каждой.  Контрольные группы занимались по типовой программе для ДЮСШ по борьбе, а экспериментальные – по программе базовой технической подготовки, разработанной профессором А.С. Кузнецовым, и внедрением системы мотивационно-принудительного стимулирования. Разработанная и внедренная нами система мотивационно-принудительного стимулирования включает в себя взаимозависимое комплексирование квалификационных требований спортивного и технического содержания, а также совмещение присвоения спортивного разряда и получения технической категории. Изучение эффективности внедрения системы мотивационно-принудительного стимулирования осуществлялось в течение 4 лет по следующим критериям: объем демонстрируемого технического арсенала; показатель активности; количественный показатель эффективности; качественный показатель эффективности; показатель выигрышности по баллам. В начале эксперимента контрольные и экспериментальные группы борцов по своему составу, физической и технической подготовленности были однородными. В конце первого, а также во втором и третьем годах обучения по всем исследуемым показателям наблюдалась положительная динамика, но все полученные результаты имели статистически незначимые различия между группами. На четвертом году обучения по результатам соревновательной деятельности в группах, принимавших участие в эксперименте, были выявлены положительные изменения во всех исследуемых показателях, но в экспериментальной группе более значимые при этом полученные данные имели высокую степень достоверности. Таким образом, внедрение системы мотивационно-принудительного стимулирования в учебно-тренировочный процесс борцов греко-римского стиля позволило обеспечить не только увеличение объема технических действий, используемых в соревновательных условиях, но и улучшение показателей технико-тактической подготовленности и эффективность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: борцы греко-римского стиля, технико-тактическая подготовка, спортивные разряды, технические категории, соревновательная деятельность.

Литература

  1. Болтиков Ю.В. Влияние мотивационных факторов на результативность учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы: дис. … канд. пед. наук / Ю.В. Болтиков. – Набережные Челны, 2002. – 136 с.
  2. Греко-римская борьба: учебник для СДЮСШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва. Серия: «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 800 с.
  3. Мавлеев Ф.А.  Особенности показателей состава тела и крово­обращения у борцов / Ф.А.  Мавлеев, А.М. Ахатов, Ю.В. Болтиков и др. //  Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (130). – С.127-131.
  4. Мутаева И.Ш. Влияние занятий борьбой дзюдо на деятельность сердца мальчиков 10-12 лет: монография / И.Ш. Мутаева, Ю.В. Болтиков, И.Е. Коновалов. – Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2009. – 144 с.
  5. Соломахин О.Б. Деятельностный подход в профессиональной подготовке тренера-преподавателя / О.Б. Соломахин, Ю.В. Болтиков, Э.И. Ахметшина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2008. – № 4 (9). – С. 78-84.