Стрессовая сторона профессиональной деятельности спортивного тренера

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат экономических наук, доцент М.П. Бондаренко1
Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов2
Доктор педагогических наук, профессор Ю.А. Зубарев1
Доктор медицинских наук, профессор В.С. Соколова3
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
2Российский государственный социальный университет, Москва
3Московский педагогический государственный университет, Москва

Профессиональная деятельность тренера в любом виде спорта имеет важную особенность, отличающую её от любой другой трудовой деятельности граждан. Она состоит в том, что результативность работы тренера оценивается по успешности выступления подопечных ему спортсменов в соревнованиях. Обратной стороной работы тренера являются постоянное напряжение, переживания и стрессовые ситуации. Целью исследования стало выявление и классификация стрессовых ситуаций в работе спортивного тренера по плаванию. Работа проводилась с тренерами по плаванию из Волгограда, Москвы и Московской области. Испытуемые были поделены на  группы по возрастному признаку и профессиональному мастерству. На основе полученных результатов все переживаемые тренерами состояния были сгруппированы и определены как «стартовая лихорадка», «стартовая апатия», «состояние боевой готовности», «вдали от дома», «коммуникабельность», «взлёты и падения», «создать себе имя». Представленные результаты являются частью научно-исследовательского проекта, по завершении которого планируется составление классификационных таблиц, характеризующих различные состояния участников спортивной деятельности. В дальнейшем будут предложены пути снижения негативных аспектов в профессиональной деятельности спортсменов и их тренеров.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, тренер, спортивный результат, спортсмен, стрессовые состояния.

Литература

  1. Бондаренко М.П. Методика оценки компетентности спортивных тренеров / М.П. Бондаренко // Уровень жизни населения регионов России. – 2013. –  № 3 (181). –  С. 90-92.
  2. Бондаренко М.П. Производительность спортивного труда в современных условиях / М.П. Бондаренко // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9. – С. 2258-2264.
  3. Калинин А.Д. Определение критериев оценки пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности тренера по морскому многоборью / А.Д. Калинин, В.Ю. Карпов //Известия Сочинского государственного университета. – 2012. – № 3. – С. 137-143.
  4. Степанова О.Н. Ведущие трудности профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам / О.Н. Степанова, Ю.С. Бернина // Наука и школа. – 2013. – № 2. – С. 136-139.
  5. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 66-68.