Профессия «Тренер»: знать, понимать, любить…

Фотографии: 

ˑ: 

Спортивные педагоги понимают, что тренер – это не только профессия и далеко не просто должность. Стать хорошим тренером можно в том случае, если человек может отдать себя ученику, стать для спортсмена родителем, врачом, психологом, близким другом… Тренером становишься тогда, когда ты готов быть рядом со спорт­сменом и в радости, и в горе, разделить с ним победу и неудачу… Только по призванию души люди становятся настоящими тренерами, способными привести спортсмена к высокому спортивному результату.
Сложность тренерского труда состоит в умении найти подход к каждому спортсмену, увидеть его индивидуальность, разглядеть заложенный в нем талант или способность к двигательной деятельности. Тренер должен помочь спортсмену осознать себя личностью, развить его желание познавать себя, ощущать свое тело как особый инструмент для достижения поставленных целей.
В то же время ученики хотят видеть в своем тренере человека волевого, энергичного, профессионально знающего, готового всегда помочь знанием вида спорта и добрым советом. Профессия тренера – это прежде всего творческий каждодневный труд, направленный на поиск того единственного решения, которое приведет к достижению спортивного успеха.
Казалось бы, ни один человек не может постоянно пребывать в хорошем расположении духа. Но профессия тренера обязывает его забывать о собственных проблемах. Позитивное настроение тренера должно вселять в спортсменов уверенность и спокойствие, снимать напряжение, нервозность, возникающие вследствие особой экстремальности нагрузок, которыми изобилует тренировочный и соревновательный процесс. Тренер обязан научиться скрывать от учеников негативные эмоции, быть ровным в обращении и с сильными, и слабыми учениками.
Тренер – должность публичная, быть на виду не просто: не позволять себе совершать некрасивых поступков, хорошо одеваться, быть опрятным каждый день.
Таких, казалось бы, на первый взгляд простых правил в профессии тренера достаточно много, поэтому настоящим тренером можно стать тогда, когда ты не только обладаешь навыками управления процессом спортивной подготовки, но и сам стал личностью, на которую могут равняться твои ученики.
В первой статье «Перспективы», подготовленной группой авторов доцентом М. П. Бондаренко (Волгоград), профессорами В. Ю. Карповым, Ю. А. Зубаревым, В. С. Соколовой (Москва) впервые рассматривается проблема оценки стрессовых ситуаций, характерных для работы тренера. Все знают, что спортсмен начинает испытывать состояние стресса задолго до соревнований. А как же тренер? Каково его состояние перед ответственным стартом ученика? Авторы публикации поставили целью исследования выявить и классифицировать стрессовые ситуации в работе тренера по плаванию, а затем разработать его профессиограмму.
В ходе исследования авторы выделили особенности стрессового аспекта профессиональной деятельности тренера:
он не только является наставником, воспитателем, но и, как правило, выполняет функции родителя, заботится о юном спорт­смене, о его здоровье, питании, сне, режиме дня, особенно во время соревнований;
«профессиональный риск» характерен для тренера, поскольку он ожидает от своих учеников высоких спортивных достижений, которые порой могут прийти только через несколько лет;
наличие стрессоустойчивости, поскольку не всегда тренер способен дать нужный совет спортсмену  во время  соревновательной деятельности. Авторы зафиксировали число сердечных сокращений молодых тренеров во время выступлений их подопечных, которое иногда превышало 160 уд/мин;
у тренеров, как правило, не бывает выходных дней, длительные командировки могут доходить до нескольких месяцев. Синдром «вдали от дома»  не позволяет ему создавать собственную семью, завести детей;
в работе тренера присутствует постоянный стресс общения со спонсорами, вышестоящим руководством;
«взлеты и падения», триумф и поражения… требуют от тренера научиться в любых жизненных ситуациях  выигрывать и проигрывать, что вызывает особую психологическую напряженность.
Авторы статьи подчеркивают еще одну стрессовую сторону деятельности тренера – это необходимость создать себе имя, которое будет дополнительным положительным фактором в достижении спортивной победы.
Другие статьи «Перспективы» касаются характеристики нового вида спорта, моделирования процесса подготовки и сопровождения, повышения технико-тактического мастерства спортсменов. Такая проблематика  публикаций «Перспективы» связана с пониманием острой необходимости научно-методического обеспечения спортивной деятельности и оценки высокой роли тренера в достижении спортивных результатов.