Самостоятельные занятия младших школьников по физической культуре как дополнительная форма освоения основ программного материала

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.П. Матвеев1
Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1
Кандидат педагогических наук,  доцент М.В. Еремин1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Михайлов2
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Иваново

Цель исследования – разработать и экспериментально доказать эффективность методики по освоению учащимися знаний и умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Работа проводилась на базе одной из московских гимназий с углубленным изучением иностранных языков. В эксперименте приняли участие дети 4-х классов, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Из них были сформированы  экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. На протяжении учебного года ЭГ осваивала на уроках физической культуры соответствующие теоретические занятия и практические умения, входящие в содержание учебников А.П. Матвеева (2008). Закрепление полученных знаний и умений осуществлялось в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий, включенных в режим учебного дня,  а также самостоятельных занятий в виде домашних заданий. Учащиеся КГ занимались по авторской программе, разработанной В.И. Ляхом (2014), согласно которой «регулируемый» объем двигательной активности обеспечивается по преимуществу моторной плотностью уроков физической культуры. Результаты исследования показали, что использование экспериментальной методики существенно изменяет отношение учащихся к занятиям физической культурой, содействует формированию у них устойчивого интереса к результатам этих занятий.  прослеживается  положительная динамика физической подготовленности школьников ЭГ.

Ключевые слова: двигательная активность учащихся, физическое воспитание, здоровье, формирование интереса, самостоятельные занятия.

Литература

  1. Абрамишвили Г.А. Современные технологии дифференцированного физического воспитания учащихся младшего школьного возрастаста  / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов,  К.К  Скоросов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015.  – №  6. – С. 24-27.
  2. Карпов В.Ю. Потребностно-мотивационные характеристики физической культуры младших школьников новых типов учебных заведений / В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2011. – №  2. – С. 141-143.
  3. Матвеев А.П. Содержание понятия «Здоровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования  / А.П. Матвеев, А.С. Махов,  В.Ю. Карпов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – №  9.–  С. 59-61.   
  4. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. дис. … докт. пед. наук в форме науч. докл. / А.П. Матвеев. – М., 1997
  5. Матвеев А.П. Уроки физической культуры. Методические рекомендации, 1-4-й классы / А.П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2014.