Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1
Кандидат культурологии, доцент, магистрант М.С. Белов2
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, Иваново

Рассматриваются основные положения проблемы введения предмета «Шахматы» в программу общеобразовательной школы, приводятся аргументы востребованности универсальной дисциплины игрового характера как средства влияния на интеллектуальное развитие обучающихся и механизма достижения спортивных результатов, высокого уровня психофизических, духовных качеств. Дана структура форм организации шахматного образования в школе. Авторами предложены  практические рекомендации функционирования и системного внедрения шахмат в школу:
в целях поэтапного введения урока шахмат в «сетку часов» провести пропедевтические курсы в форме факультатива или внеурочной деятельности с группами продленного дня;
решение проблемы кадрового потенциала преподавателей, тренеров и учителей возможно за счет дополнения в ФГОС программ высшего профессионального образования подготовки учителей начальных классов, специалистов по физической культуре и спорту дисциплин «Основы теории и методики шахмат», «Технологии и методики преподавания шахмат»;
создать 3-уровневую систему центров подготовки волонтеров-организаторов (федеральный, региональный, муниципальный уровень) как основных помощников тренеров, педагогов с необходимыми компетенциями: квалификацией не ниже I спортивного разряда, 3-й судейской категории (с 14 лет), знанием основ психолого-педагогической деятельности.

Ключевые слова: шахматы, шахматное образование, формы организации и дидактические средства шахматного образования.

Литература

  1. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др.. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017.  – 200 с.
  2. Михайлова И.В. Шахматы как многокомпонентный вид адаптивной физической культуры / И.В. Михайлова, А.С. Махов, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 56-58.
  3. Михайлова И.В. Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 46-47.