Личностная детерминация физической травматизации подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования различного спортивного профиля

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент К.Е. Лагвилава1
Доктор педагогических наук, профессор А.С. Махов2
Доктор психологических наук, профессор Е.А. Петрова2
Доктор психологических наук, доцент Н.А. Цветкова2, 3
1Псковский государственный университет, Псков
2Российский государственный социальный университет, Москва
3Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Москва

Цель исследования – выявление личностных детерминант, полученных подростками физических травм. Для этого были обследованы 52 подростка (средний возраст – 12 лет), занимающихся в учреждениях дополнительного образования различного спортивного профиля, но по причине физической травмы оказавшихся на длительном стационарном лечении в детском ортопедо-травматологическом отделении Псковской областной больницы. Для сравнения была взята группа их сверстников, состоящая из 30 человек, с хроническими заболеваниями, не занимающихся спортом, находящихся в соматическом отделении той же больницы на плановом профилактическом лечении. Использована батарея психодиагностических методик, позволяющих изучить социально-адаптивный опыт подростков,  особенности мотивационной сферы, особенности эмоциональной сферы, биологически обусловленные особенности, а затем наметить ориентиры социально-психологической профилактики спортивного травматизма. В ходе исследования установлено, что обследованным подросткам с тяжелыми физическими травмами, в отличие от их сверстников-«соматиков», более свойственны следующие личностные особенности: недифференцированный тип темперамента, сниженная нервно-психическая устойчивость, мотивация избегания неудач, преобладание направленности на общение; склонность к приспособлению при выходе из конфликтных ситуаций, экстернальность (внешний локус контроля), высокая склонность к риску, выраженная личностная тревожность, эмоциональная ригидность, склонность к вытеснению тревоги. На основе полученных данных спортивным психологам предложена программа социально-психологической профилактики для работы с подростками, имеющими личностные особенности, повышающие уровень риска физической травматизации.

Ключевые слова: подростковый травматизм, личностные детерминанты, социально-психологическая профилактика травматизма.

Литература

  1. Бакулин В.С. Спортивный травматизм. Профилактика и реабилитация [Текст]: учеб. пособие / В.С. Бакулин, И.Б. Грецкая, М.М. Богомолова и др. – Волгоград: ФГБОУ ВПО ВГАФК, 2013. – 135 с.
  2. Веселкова К.Е. Анализ исследований социально-психологических аспектов подросткового травматизма [Текст] / К.Е. Веселкова // Матер. круглого стола с междунар. участием «Проблема управления человеческими ресурсами в условиях инновационного развития экономики России», посвященного 20-летию социальной работы в России, 21 апреля 2011 г. – Новокузнецк: СибГИУ. – С. 43-50.
  3. Веселкова К.Е. Сопровождение социально-психологической адаптации подростков с тяжелыми физическими травмами / К.Е. Веселкова // Теория и практика общественного развития. [Электронный ресурс]. – 2011. – № 7. Шифр Информрегистра: 0421000093\0513. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_ zhurnala/2011/7/psixologiya/veselkova.pdf.
  4. Спортивные травмы. Основные принципы профилактики и лечения [Текст]: монография / под общ. ред. П.А.Ф.Х. Ренстрем. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 378 с.