Преодоление компьютерной зависимости студентов колледжа физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.К. Калугина1
А.С. Хафизова1
О.В. Мельникова1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Обсуждаются проблемы компьютерной зависимости студентов-первокурсников. Приведены результаты скрининговой диагностики компьютерной зависимости 80 студентов колледжа в возрасте 16-18 лет, обучающихся по образовательным программам «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура», «Туризм». Выявлено негативное влияние чрезмерного увлечения компьютером на физическое состояние и психологические проявления личности обучающихся. Авторами предложены технологии первичной профилактики компьютерной зависимости: информационные и технологии занятости. Использование информационных технологий предполагало повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, проблемы аддиктивного поведения. Технологии занятости предполагали клубную работу в спортивных секциях (два раза в неделю), которая уменьшала запас свободного времени и увеличивала количество заданий, не только требующих времени, но и занимающих внимание обучающихся. Студентам предлагались занятия экстремальными и стрелковыми видами спорта. В результате проведенной работы отмечено снижение количества студентов со стадией увлеченности и первой стадией компьютерной зависимости, что подтверждается сокращением времени, проводимым за компьютером, а также улучшением физического состояния студентов.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, скрининговая диагностика компьютерной зависимости, студенты колледжа.

Литература

  1. Волкова Е.Н. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / Е.Н. Волкова, А.В. Гришина // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 2. – С. 20-31.
  2. Воронов Д.И. Компьютерная зависимость и социально-психологические закономерности ее проявления / Д.И. Воронов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – Т. 2. – № 3 (50). – С. 167-171.
  3. Солдаткин В.А. Концепции формирования компьютерной зависимости / В.А. Солдаткин, А.В. Дьяченко, Д.Ч. Мавани // Социальная и клиническая психиатрия. – 2013. – Т. 23. – № 3. – С. 104-110.
  4. Сыропятов О.Г. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие / О.Г. Сыропятов, Н.А. Дзеружинская; под общ. ред. А.О. Бухановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 445 с.
  5. Фадеева С.В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков / С.В. Фадеева // Воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 23-25.
  6. Черепов Е.А. Метапредметная парадигма здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной организации / Е.А. Черепов // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2015. – Т. 15. – № 4. – С. 5-13.
  7. Шмелев А.Г. Компьютерное тестирование знаний у студентов-психологов / А.Г. Шмелев // Вестник Московского университета. Серия 14: «Психология». – 2003. – № 1. – C. 35-48.
  8. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.