Инклюзивное образование в сфере физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Л.Б. Сабитова1
Т.А. Пономарева1
В.М. Крылов2
1Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры, Стерлитамак
2Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак

Представлен генезис проблемы включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Проанализирован отечественный опыт и опыт зарубежных стран по внедрению инклюзивного образования. Дифференцированы и конкретизированы понятия «интеграция» и «инклюзия». Обосновано, что инклюзивное обучение подразумевает не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и предоставление услуг ассистента, сурдопереводчика, наличие адаптированных образовательных программ, специальных учебных и методических изданий, информации в адаптированной форме для обучающихся, использование специальных педагогических подходов, а следовательно, необходимость подготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования, разработку профессиональной подготовки педагогов с формированием их инклюзивной компетентности для осуществления образовательной деятельности с инвалидами, так как большинство педагогов не обладают специальными навыками ведения учебного процесса при инклюзивном обучении, навыками разработки соответствующих учебно-методических материалов – «это долгосрочная стратегия, требующая терпения, последовательности, непрерывности, поэтапного и комплексного подхода.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, высшее образование, подготовка кадров.

Литература

  1. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 127-132.
  2. Крылова А.В. Проблема психологического сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культурой / А.В. Крылова, И.А. Игнаткова // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития: матер. междунар. науч. конф. (Стерлитамак, 16 мая 2016 г.). – Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2016. – С. 120-122.
  3. Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности (Приказ Рособрнадзора): № 279 от 12 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fg fgou-vunmc.ru (дата обращения 13.09.2017).
  4. Пельменев В.К. Инклюзивное образование и адаптивное физическое воспитание учащихся, затронутых ВИЧ: основные проблемы и пути их преодоления / В.К. Пельменев, Н.С. Никитин // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития: матер. науч. конф. (Стерлитамак, 16 мая 2016 г.). – Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2016. – С. 249-251.
  5. Пономарева Т.А. Интенционные ценности физической культуры студенческой молодежи / Т.А. Пономарева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т. 12. – № 1. – С. 74-81.
  6. Румба О.Г. Обобщение опыта организации учебной работы по дисциплине «Физическая культура» на специальном учебном отделении / О.Г. Румба, Г.Ф. Жован // В сборнике: Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития. – Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2016. – С. 277-280.
  7. Сабитова Л.Б. Особенности развития инклюзивного образования в Стерлитамакском институте физической культуры / Л.Б. Сабитова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2017. – Т. 13. – № 1. – С. 25-32.
  8. Соломин В. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В. Соломин // Адаптивная физическая культура. – 2010. – № 4(44). – С. 15-17.