Формирование толерантности к слабовидящим детям на уроках физической культуры
Фотографии:
ˑ:
Магистрант Э.Э. Фролов1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Тимохина1
1Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево
Цель исследования – выявление степени готовности педагогов и обучающихся к формированию толерантной атмосферы в условиях инклюзивного образования. Приведены данные наблюдений, письменных и устных опросов, анкетирования обучающихся, педагогов, родителей. Дано определение толерантности в рамках представленного научного исследования. Проанализированы научные работы по данной тематике. Проведен анализ законодательных и нормативно-правовых актов в области толерантного отношения в инклюзивном образовании. Выделены и теоретически обоснованы условия и системные механизмы адаптации слабовидящих детей на уроках физической культуры. Определены специфические проявляющиеся в образовательном процессе особенности деятельности, общения и психофизиологического развития детей, имеющих расстройства зрения. Выделены задачи, направленные на формирование и развитие толерантности для всего педагогического коллектива и преподавателей физической культуры во время проведения уроков. По результатам анкетирования представлены проблемы слабовидящего ребенка, его семьи. Предложены некоторые положительно зарекомендовавшие себя пути их разрешения в условиях образовательной организации. Описан эксклюзивный опыт тьюторского сопровождения слабовидящего ребенка на уроках физической культуры. Представлен комплекс мер, позволяющих ребенку с ослабленным зрением более комфортно чувствовать себя в образовательной среде. Сделаны выводы о возможностях формирования толерантного отношения с помощью повышения профессиональной компетентности педагогов; развития толерантности на уроках физической культуры; необходимости нахождения оптимальных путей, способов, средств адаптации слабовидящих детей; развития толерантного отношения школьного микросоциума совместными усилиями педагогов, учеников, родителей.
Ключевые слова: адаптация, слабовидящий ребенок, толерантность, инклюзивное образование, урок, физическая культура.
Литература
- Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. – М.: Издательский дом «Московия», 2009. – 312 с.
- Бондырева С.К. Толерантность. Введение в проблему / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, 2011. – 240 с.
- Ендальцев Б.В. Совершенствование адаптационных возможностей – основное направление физической подготовки военных специалистов / Б.В. Ендальцев, С.А. Малашенко // Теория и практика физ. культуры. – 2014. –- № 9. – С. 22-24.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2013. – 320 с.
- Нероев В.В. Инвалидность по зрению в Российской Федерации / В.В. Нероев. – Санкт-Петербург: Белые ночи, 2017. – 200 с.
- Степыко Д.Г. Анализ реализации проектов развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации / Д.Г. Степыко, Д.С. Александров, Д.В. Грачёва и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 9. – С. 9-11.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/57746771/1/ (Дата обращения: 24.12. 2017).