Эффективность управления тренировочным процессом студенческой команды по бадминтону в условиях вуза

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Д.А.Ульянов1
Т.В. Гладкова1
Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко1
1Волгоградский государственный университет, Волгоград

Рассматривается обобщенная характеристика управления тренировочным процессом в бадминтоне на основе разработанной системы практических занятий с включением теоретического раздела на примере сборной команды Волгоградского государственного университета. В работе приняли участие 30 студентов, членов сборной команды Волгоградского государственного университета по бадминтону (до поступления в университет не имеющих практических навыков игры). 15 человек составили экспериментальную группу и 15 – контрольную. Исследования проходили на базе спортивного комплекса Волгоградского государственного университета с сентября по май 2014/2016 учебных годов. В тренировочном процессе использовалась методика контроля с тремя основополагающими этапами. Первый этап – информация об общем уровне физической подготовленности спортсмена, о его скоростных способностях, гибкости, силе, выносливости, владении информацией по применению технико-тактических навыков и психологическом состоянии. Второй этап – обработка полученной информации (соотношения тренировочных нагрузок с соревновательными мероприятиями). Третий этап – планирование будущей тренировки спортсмена.
Результаты педагогического эксперимента показали эффективную физическую, тактико-психологическую подготовку студентов и повышение результативности соревновательной деятельности (неоднократные призеры) в бадминтоне среди высших учебных заведений г. Волгограда. Авторы делают выводы, что бадминтон совмещает в себе работу различных уровней интенсивности (умеренная, средняя и высокая), следовательно, способствует улучшению мышечной активности и развитию общей выносливости тренирующихся студентов.

Ключевые слова: бадминтон, микроцикл, сборная команда, тренировочный процесс, физическая подготовка.

Литература

  1. Илькевич К.Б. Развитие физических качеств студентов-бадминтонистов / К.Б. Илькевич, М.Ю. Панин // Молодежь России в условиях преодоления последствий глобального кризиса: матер. науч.-практ. конф. – Люберцы, 2010. – С. 22-29.
  2. Коваленко Т.Г. Методика совершенствования игры в бадминтон: учеб. пособие / Т.Г. Коваленко, Т.В. Гладкова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – 72 с.
  3. Коваленко Т.Г. Модель здоровья человека в физическом воспитании: монография / Т.Г. Коваленко. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 278 с.
  4. Лепешкин В.А. Бадминтон для всех [Текст] / В.А. Лепешкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 109 с.
  5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2000. – 850 с.
  6. Турманидзе В.Г. Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах: учеб. пособие / В.Г. Турманидзе. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. – 70 с.
  7. Уколов М.В. Спортивный бадминтон в занятиях по физическому воспитанию: учеб. пособие / М.В. Уколов. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 128 с.
  8. Ульянов Д.А. Индивидуализация физического воспитания студентов специального медицинского отделения для повышения эффективности учебного процесса / Д.А. Ульянов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 27-29.
  9. Шкляренко А.П. Педагогические основы физкультурной деятельности студентов: учеб. пособие / А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко, Д.А. Ульянов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. – 196 с.
  10. Шкляренко А.П. Актуальные вопросы теории оздоровительной физической культуры: учеб.-метод. пособие / А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко, Д.А. Ульянов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. – 43 с.
  11. Шкляренко А.П. Теоретические и оздоровительные основы в физической подготовке студентов: учеб. пособие /А.П. Шкляренко, Д.А. Ульянов, Т.Г. Коваленко. – Волгоград, 2017. – 408 с