Эквивалентный подход к разработке моделей функциональной подготовленности атлетов в системе студенческого спорта

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев1
Доцент С.Ш. Намозова1
Кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Ильина1
Кандидат медицинских наук Л.В. Шадрин1
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Рассмотрен вопрос реализации эквивалентного подхода к разработке мо- дельных характеристик функциональной подготовленности обучающихся с учетом уровней студенческого спорта. Данный подход обеспечивает по некоторому основанию установить между исследуемыми объектами, про- цессами искомое подобие, тождество, соответствие. При его реализации сопоставлялись: нормативы для присвоения спортивных званий и разрядов для расчёта «квалификационных коэффициентов» – количественных по- казателей, отражающих соотношения нормативов для присвоения мастера спорта международного класса, мастера спорта, кандидата в мастера спор- та, а также I, II, III разрядов; показатели функционального состояния студен- тов, имеющих разные спортивные звания, разряды для расчёта «функцио- нальных коэффициентов» – количественных параметров функциональных показателей организма и психики студентов-спортсменов адекватно уста- новленным нормативам для присвоения спортивных разрядов и званий; квалификационные и функциональные коэффициенты для установления степени их соответствия (эквивалентности). Далее определяются модель- ные характеристики студента, занимающегося на том или ином уровне сту- денческого спорта коррекцией его функционального состояния с помощью функциональных коэффициентов.

Ключевые слова: эквивалентный подход, квалификационный коэффици- ент, функциональный коэффициент, студенческий спорт.

Литература
1. Ахметов И.И. Молекулярно-генетические маркеры физических качеств человека: автореф. дис.,. докт. мед. наук / И.И. Ахметов.
– М., 2010. – 45 с.
2. Евсеев С.П. Адаптивный спорт лиц с интеллектуальными наруше- ниями. Принципы, подходы и пути разработки норм и требований единой всероссийской спортивной классификации / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 74-77.
3. Намозова С.Ш. Уровни студенческого спорта в университете / С.Ш. Намозова, Ш.З. Хуббиев, Л.В. Шадрин // Теория и практика физ. культуры. – 2016 . – № 10. – С. 56-59.
4. Полозов А.А. Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра / А.А. По- лозов. – М.: Советский спорт, 2007. – 316 с.
5. Таблицы эквивалентных результатов в лыжных гонках / Автор- составитель К.Н. Спиридонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
– 222 с.
6. Таможникова И.С. Особенности функциональной реактивности и мобилизации у спортсменов разной степени адаптированности к специфическим видам локомоций: дис. … канд. мед. наук / И.С. Таможникова. – М., 2015. – 141 с.
7. Физическая культура и физическое воспитание студентов в тех- ническом вузе / Под ред. проф. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. – Иркутск: ИрГТУ, 2012. – 296 с.
8. Фоменко И.А. Особенности функциональной подготовленности спортсменок разного уровня адаптированности к мышечной дея- тельности с различным характером локомоций: дис. ... канд. мед. наук / И.А. Фоменко. – М., 2014. – 152 с.
9. Хуббиев Ш.З. Сочетание качественной учебы и занятий спортом высших достижений в училищах олимпийского резерва и вузах физической культуры / Ш.З. Хуббиев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 3 (61). – С. 116-121.
10. Щербатых Ю.В. Общая психология в схемах и таблицах / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.