Развитие мышления методом решения прогностических задач студентами специальности «Физическая культура»

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук С.В. Забегалина1
Доктор педагогических наук Н.И. Калаков2
1Уляновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
2Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (ВА РВСН), Москва

Прогностические задачи оценивают и развивают мышление, способность к прогнозированию, рассматривают сложные, иногда экстремальные по своему характеру ситуации, с большой ответственностью за принятое решение, лимитом времени и вариативностью исхода, иногда недостатком информации, а в других случаях ее избытком. Необходимость принять взвешенное решение, при этом полагаясь на развитую интуицию, характерна для деятельности спортсмена. Развитие прогностического мышления повышает жизнеспособность личности как в профессиональном, так и в личностном плане. У отдельных индивидов способность к прогнозированию методом решения прогностических задач измеряется с помощью нестатистического факторного анализа, а на уровне групп применяется критерий различий, в частности Манна‑Уитни. Результаты исследования показывают большую успешность решения прогностических задач различного типа студентами 5-го курса, по сравнению со студентами 2-го курса, при меньшей затрате времени на решение, также выявлены различия между юношами и девушками. Студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура/безопасность жизнедеятельности» развивают в ходе учебно-профессиональной подготовки прогностическое мышление и способность к прогнозированию своей жизнедеятельности и ситуаций, с которыми могут столкнуться, что способствует их успешной адаптации в дальнейшем.

Ключевые слова: прогностическое мышление, прогнозирование, прогностические задачи, адаптация, способность к прогнозированию, жизнеспособность, субъект деятельности.

Литература
1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
2. Жаркова Г.А. Методологические основы ситуационно-прогнос- тического подхода к развитию информационной культуры лич- ности в системе непрерывного образования: монография / Г.А. Жаркова. – Ульяновск: УлГУ, 2014. – 146 с.
3. Калаков Н.И. Особенности адаптации личности и физической подготовки в условиях Арктики / Н.И. Калаков., А.В. Скотникова, С.В. Забегалина // Спортивный психолог. – 2012. – № 3 (27). – С. 77-79.
4. Кандыбович С.Л. Психическая устойчивость человека / С.Л. Кан- дыбович, М.Ф. Секач // Человеческий капитал. – 2013. – № 9 (57).
– С. 159-166.
5. Лубышева Л.И. Концепция модернизации процесса профес- сиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физ. культуры. – 2003.– № 12. – С. 12.
6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании бу- дущего / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.