Оценка уровня физического развития и функции дыхания студенток специальной медицинской группы с разным объемом двигательной активности

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Е.А. Милашечкина1
Доктор биологических наук, профессор Т.И. Джандарова2
1Российский университет дружбы народов, Москва
2Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Приводятся данные обследования и оценки физического развития студен- ток, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), имеющих нару- шения в деятельности сердечно-сосудистой системы. Основными показате- лями для оценки физического развития были использованы индекс массы тела, жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки и тесты физиче- ской подготовленности. Объективно установлено положительное влияние увеличения объема двигательной активности на физическое развитие сту- денток СМГ с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Уровень физи- ческого развития и физической подготовленности могут стать маркерами состояния здоровья, и снижение этих экспонентов может указывать на про- блемы в состоянии здоровья. Низкая двигательная активность у здоровых людей может привести к стрессовым состояниям, а у лиц, уже имеющих нарушения в деятельности той или иной системы организма, обязательно приведет к снижению уровня здоровья. Введение дополнительного объема двигательной активности физкультурно-оздоровительной направленности положительно влияет на показатели функции дыхания у студенток, имею- щих сердечно-сосудистую патологию.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, сердечно-сосудистая система, физическое развитие, адаптация, двигательная активность.

Литература
1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учеб. пособие / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
2. Баевский Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р.М. Баевский, О.И. Кириллов, С.М. Клёц- кин. – М.: Наука, 1984. – 222 с.
3. Баевский Р.М. Оценка адаптационного потенциала системы кро- вообращения при массовых профилактических обследованиях
/ Р.М. Баевский, А.И. Берсенева, Н.Р. Палеев. – М.: Экспресс- информация ВНИИМИ, 1987.– 19 с.
4. Глебов В.В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН / В.В. Глебов, Г.Г. Аракелов // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». – 2014. – № 2. – С. 89-95.
5. Джандарова Т.И. Физическое развитие студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонения в дея- тельности сердечно-сосудистой системы / Т.И. Джандарова, Е.А. Милашечкина // Наука. Инновации. Технологии. – Ставрополь, 2014. – Вып. 1. – С. 82-83.
6. Зубова О.М. Роль физических методов лечения в повышении адаптационных возможностей у студентов / О.М. Зубова, В.В. Розанов, А.Е. Северин // Эколого-физиологические проблемы адаптации: матер. XVII Всерос. симпозиума. – Рязань – Москва: РУДН, 2017. – С. 82-83.
7. Милашечкина Е.А. Гормональный статус студенток с сердечно- сосудистой патологией, занимающихся в специальной меди- цинской группе / Е.А. Милашечкина, Л.И. Губарева // Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образо- вания: Сб. науч. тр. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Ставро- поль: Сервисшкола, 2005. – С. 201-203.
8. Милашечкина Е.А. Мотивационно-ценностные ориентации студен- ток, отнесенных к специальной медицинской группе в области фи- зической культуры / Е.А. Милашечкина // Научное обоснование фи- зического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму. Сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2010. – Т. 2. – 300 с.
9. Родионова О.М. Здоровьесберегающие технологии обучения студентов экологического факультета РУДН / О.М. Родионова // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятель- ности». – 2010. – № 4. – С. 48-53.
10. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в про- цессе занятий физической культурой: автореф. дис… канд. пед. наук / С.А. Романченко. – СПб., 2006. – 19 с.