Система базовых условий для подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Семенов2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

В статье приводятся взаимосвязанные и во многом взаимообусловленные базовые условия для подготовки школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО, к которым относятся: мотивация, целевое управление, коррекционная направленность, проведение мониторинга, программное обеспечение, спортизация, актуализация ряда внеурочных и внешкольных организационных форм физического воспитания и повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры.
Авторы отмечают, что мотивация на основе осуществления личностно ориентированного подхода при подготовке учащихся к выполнению нормативных требований ГТО не может быть осуществлена без обеспечения целевого управления. Основополагающим подходом при целевом управлении является коррекционная направленность подготовки, ориентированная на выполнение учащимися нормативов ГТО того или иного уровня. Как для функционирования целевого управления, так и для осуществления коррекции необходима программа, включающая в себя содержание занятий и целевые ориентиры с учетом возраста учащихся. Эффективность же реализации программы возможна лишь при соответствующем методическом обеспечении, которое может строиться на основе спортизации (шестое базовое условие) и при актуализации направленности не только уроков физической культуры, но и внеурочных и внешкольных организационных форм физического воспитания, на подготовку к сдаче норм ГТО (седьмое условие). По мнению авторов, особое место для претворения рассмотренных условий в практику занимает учитель физической культуры. Повышение профессиональной компетентности учителя физической культуры по вопросам подготовки учащихся к сдаче норм ГТО, таким образом, является ключевым условием.

Ключевые слова: комплекс ГТО, система подготовки, условия, учащиеся школ.

Литература

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. университета, 1996. – 216 с.
  2. Аршинник С.П. Степень готовности детей школьного возраста к выполнению норм ГТО / С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко и др. // Вестник университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129). – С. 19-27.
  3. Багнетова Е.А. Влияние семьи на формирование здорового образа жизни старшеклассников г. Сургута / Е.А. Багнетова // Экология человека. – 2011. – № 4. – С. 56-60.
  4. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2006. – 112 с.
  5. Барсук О.К. Изменение параметров физической подготовленности детей во время летних каникул / О.К. Барсук, О.Н. Костюкова, В.В. Костюков // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 6. – С. 50.
  6. Биктуганов Ю.И. Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе образования / Ю.И. Биктуганов // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 7-9.
  7. Вишневский В.А. Оптимизация летнего отдыха в лагере дневного пребывания в условиях Ханты-Мансийского округа – Югры / В.А. Вишневский, А.Ш. Бектимиров, С.И. Логинов // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 4. – С. 83-88.
  8. Коноплева Е.Н. ГТО как основа двигательной активности детей и подросктов в школе / Е.Н. Коноплева, А.А. Наумов // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК» (ГТО). – Красноярск, 2015. – С. 29-34.
  9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
  10. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 1 – С. 63-65.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» // Российская газета, 2002, 12 января.
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1089 от 23.06.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] // URL: http://go.mail.ru/redir?via_page/
  13. Приказ Министерства спорта РФ №575 от 08 июля 2014 г. «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70709946
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наркомпросс РСФСР, 1940. – 596 с.
  15. Семенов Л.А. Мониторинг и проблемы физического воспитания детей и подростков / Л.А. Семенов // Физическая культуры: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 2 – С. 49-52.
  16. Семенов Л.А. Общие тенденции изменения состояния кондиционной физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ до и после летних каникул [текст] / Л.А. Семенов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 2 (144) – С. 229-233.
  17. Синявский Н.И. Результаты мониторинга выполнения нормативов комплекса ГТО «Готов к труду и обороне» (ГТО) учащихся старших классов ощеобразовательных организаций / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129) – С. 19-27.
  18. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс] // URL:  http://base.garant.ru/196059
  19. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.
  20. Фолмер Роберт М. Энциклопедия современного управления – в 5 т. / М. Роберт Фолмер. Т. 1 «Основы управления: планирование как функция управления». – М.: ВИПКэнерго, 1992. – 168 с.
  21. Хромин Е.В. О стратегии системных инноваций в формировании здорового подрастающего поколения / Е.В. Хромин, Е.А. Короткова, А.Э. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 4 – С. 2-5.