Как победить допинг в российском спорте?

Фотографии: 

ˑ: 

Допинговые скандалы в российском спорте затронули многочисленные слои населения России. В СМИ, учебных заведениях, офисах, на предприятиях ведутся дискуссии об участии российских спортсменов в XXIII Зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане (Южная Корея). Тем не менее российская олимпийская сборная команда активно готовится к победному выступлению на Олимпиаде. В то же время спортивное руководство страны уверяет, что борьба с допингом становится приоритетным направлением в деятельности специалистов, обеспечивающих развитие российского спорта на разных ступенях его функционирования: от спорта высших достижений до детско-юношеского спорта. Какие же первостепенные меры надо предпринять, чтобы повысить эффективность этой работы?
Уже никого не надо убеждать, что необходимо вкладывать значительные средства в строительство высококачественных спортивных сооружений и реконструкцию старых, чтобы юные и взрослые спорт­смены имели нормальные условия для занятий спортом. Опыт зарубежных спортсменов показал, что наличие современной спортивной инфраструктуры позволяет существенно повысить эффективность спортивной подготовки.
Многие специалисты считают, что следует срочно принять государственный закон о допинге, который позволил бы судебным органам за употребление запрещенных препаратов в тренировочном процессе спортсменов и лиц, причастных к этому, привлекать к уголовной ответственности. Такие законы уже действуют во многих европейских странах. Пока спортивные чиновники не решат этот вопрос, надеяться на успех в борьбе с допингом будет сложно.
Есть и косвенные проблемы, от решения которых зависит успех борьбы с допингом. Это касается заработной платы как детских тренеров, так и тренеров, работающих со взрослыми спортсменами. Она не должна тесно коррелировать с выполнением спортсменами разрядных норм единой всероссийской классификации, а в целом, обеспечивать достойный уровень жизни тренера и его семьи. Тренеры, специалисты, ученые ждут от Минспорта РФ оптимальную систему материального стимулирования, позволяющую получать вознаграждение за разработку новых и совершенствование существующих методик тренировки без использования запрещенных препаратов.
Во многих итоговых резолюциях научных конференций предлагается сосредоточить тематику научных исследований, особенно в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, на передовых методиках, например на гипоксической тренировке спортсменов, а также использовать высокоточные мониторы, обеспечивающие постоянный мониторинг за оперативным состоянием спортсмена, совместимым с компьютерными технологиями экспресс-анализа.
Кризис российского спорта тесно связан с работой всероссийских федераций по видам спорта. Порой в некоторых федерациях сложно понять механизм управления, нет «прозрачности» и четко функционирующего аппарата. Призываем президентов федераций строить свою деятельность так, чтобы она была понятна и СМИ, и тренерам, и любителям спорта. Надо сформировать менталитет руководителей федераций, специалистов, тренеров, отвечающих за подготовку сборных команд, о том, что использование запрещенных препаратов в тренировочном процессе не просто обрекает их на неудачу, но и составляет должностное преступление.
Еще одна мера является приоритетной в борьбе с допингом – это антидопинговое образование. В первой статье «Перспективы» авторы д. п.н. А. Г. Грецов и доцент С. А. Воробьев (Санкт-Петербург) представили результаты исследования по разработке антидопинговой профилактики в детско-юношеском спорте и сформулировали принципы антидопингового образования. В качестве примера авторы приводят одну из обучающих программ. Она основана на идее того, что спорт­смены знакомятся с ситуациями, побуждающими их к принятию личного решения о недопустимости допинга. Она включает шесть учебных сеансов, которые выстроены по сходной структуре. Обучаемому предоставляется мотивационный сценарий, согласно которому нужно помочь партнеру по команде решить связанную с допингом проблему. Затем предоставляется дидактический материал, более глубоко раскрывающий суть вопроса, а также обсуждается моральная аргументация. На этой основе и объясняется целесообразность отказа от допинга. На основе разработанных авторами принципов сконструирован блок из 8 программ для антидопингового обучения (объем не менее 16 ч каждая), рассчитанных на разные целевые аудитории, и комплекс методических материалов для их реализации. В каждой из программ представлен базовый содержательный блок, отражающий суть понятия «допинг», последствия данного явления и принципы его предотвращения (что соответствует требованиям статьи 18 Всемирного антидопингового кодекса) и ряд разделов, значимых именно для рассматриваемой целевой аудитории.
Разработанный комплекс программ представлен на сайте Министерства спорта РФ и в настоящее время внедрен в ряде организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Для облегчения реализации программ создан комплекс методических материалов, включающий описание психолого-педагогической технологии формирования нетерпимости к допингу у юных спортсменов, рекомендации по ее применению, иллюстративные агитационные материалы. Разработаны также «Сказки о спорте» (для младшей целевой аудитории), в которых затрагивается в том числе и проблема допинга.
Предлагаемые меры борьбы с допингом в системе российского спорта, на мой взгляд, могут существенно улучшить кризисную ситуацию и создать предпосылки для нового вектора развития современных методик спортивной подготовки.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д. п.н., профессор Л. И. Лубышева