Методические принципы антидопингового обучения юных спортсменов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук  А.Г. Грецов1
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьев1
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Формулируются методические принципы, на которых целесообразно выстраивать антидопинговое обучение юных спортсменов. Его цель – формирование установки о нетерпимости к допингу на ценностно-мотивационном уровне. Для достижения цели допинг трактуется как нарушение базовых принципов спортивной борьбы, осознанное и мотивированное действие с предсказуемым вредом. Проблема обсуждается в рамках общих ценностей личности. Проводятся параллели между допингом и другими формами социально нежелательного поведения, акцентируется внимание на его долгосрочных последствиях. Аргументация выстраивается с учетом теории стадий морального развития личности Л. Колберга. Дифференцируются целевые аудитории (базовые критерии дифференциации – возраст, отношение к спорту и уровень мастерства, планирование дальнейшей профессиональной карьеры в спорте). Материал излагается проблемно-ориентированно, используются элементы активного социально-психологического обучения. На основе перечисленных тезисов разработан и внедрен комплекс из 8 антидопинговых образовательных программ. Созданы также методические материалы для их реализации (описание технологии формирования нетерпимости к допингу, рекомендации по ее применению, иллюстративные агитационные материалы, «Сказки о спорте» для детей). 

Ключевые слова: антидопинговое обучение, юные спортсмены.

Литература

  1. Антидопинговое пособие ВАДА, 2015. http://sport.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/sport/docs/pages.... Дата обращения 10.09.2017.
  2. Бадрак К.А. Подготовка специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для спортивных школ, физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных клубов / К.А. Бадрак, В.А. Антипов, Е.Г. Разумахина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 8. – С. 21-28.
  3. Бадрак К.А. Теоретические и практические подходы в области противодействия допингу в спорте / К.А. Бадрак, С.Ю. Калишевич,  О.В. Гончаров // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1. – С. 19-22.
  4. Образовательные антидопинговые программы, разработанные для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. – М.: Министерство спорта РФ, 2017. http://www.minsport.gov.ru/sport/antidoping. Дата обращения 10.09.2017.
  5. Шелков О.М. Объектно-ориентированная реляционная база данных «Антидопинг-спорт» с интернет-доступом О.М. Шелков, К.Г. Коротков // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 94-96.