Развитие экологического мышления студентов факультета физкультуры и спорта: контекст креативности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Е.А. Гринёва1
Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шубович1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Бибикова1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Целью исследования стало выявление особенностей развития экологического мышления  студентов в  контексте креативности; диагностика показателей креативности и экологического мышления для определения значимых корреляционных связей. В качестве экспериментальной выборки в исследовании приняли участие 65 студентов 1-4-го курсов факультета физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Были использованы методы теоретические и  эмпирические (тестирование, метод Варда и К-средних). В качестве основного диагностического инструментария применялись: тест креативности В.П. Торренса, авторская векторная методика «Профиль экологического мышления».
В ходе экспериментального исследования диагностирована выраженность таких показателей, как продуктивность и гибкость мышления, умение прогнозировать, умение анализировать и альтернативность экологического мышления.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое мышление, креативность, гибкость, продуктивность, оригинальность.

Литература

  1. Бибикова Н.В. Инновации в экологическом образовании: контекст креативности: учеб.-метод. пособие / Н.В. Бибикова, Е.А. Гринёва. – Ульяновск: УлГПУ, 2016. – 76  с.
  2. Бибикова Н.В. Формирование экологического мировоззрения обучающихся в образовательном  процессе: диагностический аспект / Н.В. Бибикова, Е.А. Гринёва // Успехи современной науки и образования. – 2017. – № 2 (1). –  С. 9–13.
  3. Дзятковская Е.Н. О понятийно-терминологическом аппарате экологического образования / Е.Н. Дзятковская  // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. – № 1.
  4. Ильин И.В. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы / И.В. Ильин, А.Д. Урсул. – М.: Изд-во Московского университета, 2016. – 556 с.
  5. О необходимых чертах цивилизации будущего (научное издание по материалам Международного форума, посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося российского ученого академика РАН Н.Н. Моисеева) / Под ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – 502 с.
  6. Солтахмадова Л.Т. Формирование экологического мышления личности / Л.Т. Солтахмадова // Проблемы современного педагогического образования. –  2016. –  № 53(5). –  С. 209 -215.
  7. Чернецкая Ж.Н. Анализ смысла понятия «экологическое мышление» как метапредметного образовательного результата / Ж.Н. Чернецкая  // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 98-105.
  8. Шубович В.Г. Методика оценки сложности вектора признаков образа / В.Г. Шубович / Научно-технический сборник. Ульяновский филиал ВАТТ. – Ульяновск, 2000. – С. 68-78.
  9. Шубович В.Г. Методика использования кластерного анализа для решения задачи классификации объектов / В.Г. Шубович / Научно-технический сборник. Ульяновский филиал ВАТТ.  – В.Г. Чернецкая. –  Ульяновск, 2000.  – С. 89-96.