Морально-волевая подготовка учащихся общеобразовательной школы на уроках физической культуры на основе спортивной борьбы

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирант С.А. Балуев1
Аспирант В.Н. Тимофеев2
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
2Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Цель исследования – раскрыть методические особенности формирования морально-волевых качеств школьников на уроках физической культуры средствами спортивной борьбы. Занятия борьбой предоставляют огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения человека.
Авторы отмечают, что основными средствами преодоления объективных и субъективных трудностей являются волевые действия. На развитие волевых качеств учащихся непосредственное влияние оказывает техническая подготовка. Обучение и совершенствование способов выполнения двигательных действий в вольной борьбе представляют для учащихся определенную трудность, иногда она бывает очень большой.
Преодоление трудностей в процессе технической подготовки начинается с процесса формирования двигательных представлений о правильном выполнении двигательного действия.
В развитии воли учащихся особое значение имеют взаимосвязь и взаимообусловленность между самими волевыми качествами: активности и самостоятельности, целеустремленности и инициативности, решительности и настойчивости, смелости и самообладания, уверенности в своих силах.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий, в начале учебного года.
Занятия спортивной борьбой формируют необходимые жизненные позиции у молодежи, содействуют интеллектуальному, эстетическому, волевому воспитанию, укрепляют здоровье, гармонически развивают телосложение и физические качества, вооружают большим объемом специальных знаний и технико-тактических действий.

Ключевые слова: спортивная борьба, волевые качества, моральные нормы, волевое действие, учащиеся.

Литература

  1. Андрианов М.В. Технология физического воспитания школьников 2-4-х классов с использованием универсальных средств спортивной борьбы: дис. … канд. пед. наук / М.В. Андрианов. – Коломна. 2015. – 178  с.
  2. Береснева М.Л. Элементы единоборств как третий урок физической культуры / М.Л. Береснева, Е.Е. Никишина. – Череповецкий государственный университет. – Череповец. – 25 с.
  3. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  4. Модернизированная программа по вольной борьбе для ДЮСШ и СДЮСШОР. –  Красноярск, 2012. – 194 с.
  5. Образовательная программа по вольной борьбе. – Чебоксары, 2013. – 188 с.
  6. Ояма М. Классическое каратэ / М. Ояма / [Пер. с англ. – М. Новыша]. – М.: Экспо, 2006. – 256 с.
  7. Савенков Г.И. Психолого-педагогическое воздействие на человека в системе спортивной тренировки (Психологическая подготовка спортсмена): учеб. пособие для преподавателей  ИФК / Г.И. Савенков. – М., 2001. – 114 с.
  8. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учеб. пособие. В 4 кн. Кн. 1. Пропедевтика / Г.С. Туманян. – М.: Советский спорт, 1997. – 288 с.