Принципы физического воспитания в контексте учения о развитии способностей

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Германов1
Доктор социологических наук А.Э. Страдзе1
Доктор педагогических наук, доцент И.А. Сабирова2
1Педагогический институт физической культуры и спорта МГПУ, Москва
2Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж

В массиве научных знаний порой забываются исходные основы теорий, положивших начало формированию аккумулированного интегрированного знания, коим является обобщающая теория физической культуры. В первую очередь речь идет о собственно научной базе знаний теории и методики физического воспитания. Сегодня наблюдается смешение ее научных истоков с другими отраслевыми дисциплинами, идет обобществление с принципами, например спортивной тренировки (по Л.П. Матвееву – непрерывность, законы динамики нагрузок, цикличность и адекватность использования систем упражнения возрастным закономерностям занимающихся и прочее). Вместе с тем сегодня научно-практические идеи для собственного развития теория физического воспитания черпает не только из общей педагогики, но все более опирается на современные знания философских, социологических, педагогических, психологических дисциплин, где развитие и воспитание человека рассматриваются в системе метапредметного знания, сквозь призму общенаучных подходов, формирующих гносеологические основы данной теории. Одним из таких направлений является учение о развитии способностей человека (в том числе их воспитание в двигательной деятельности). В статье поставлена задача: с опорой на метапредметные знания на новом витке научного осмысления описать закономерности физического воспитания и совершенствования человека в контексте опорного развития его двигательных способностей.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные способности, физические качества, закономерности физического воспитания, принципы физического воспитания, двигательная деятельность, метапредметный подход.

Литература

  1. Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Н. Германов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2017. – 224 с.
  2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
  3. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие / В.Б. Коренберг. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
  4. Никитушкин В.Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. – Воронеж: Элист, 2016. – 506 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
  6. Теплов Б.М. О способностях / Б.М. Теплов // Психология способностей: хрестоматия / ред.-сост. В.Д. Шадриков. – М.: МПСУ; Воронеж : МОДЭК, 2012. – С. 376-415.
  7. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. – 2-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2011. – 202 с.