Особенности отношения студентов Донецкого национального университета к здоровому образу жизни в контексте социологического анализа

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор С.И. Белых
Донецкий национальный университет, Донецк

Констатируется, что уровень физической подготовленности и функционального состояния студентов Украины неуклонно снижается. В ходе теоретического анализа установлено, что существует две стратегии совершенствования процесса физического воспитания студентов, названные автором «традиционной» и «новой». Характеризуя традиционную стратегию, автор подчеркивает ее существенный недостаток в том, что она фактически ориентирует на отказ от идеи гуманизации высшего образования в той ее части педагогической практики, касающейся преподавания физического воспитания. В противовес этой стратегии автор высказывает идею построения «новой» стратегии, направленной на стремление перейти от субъект-объектных отношений между преподавателем и студентом (от стиля педагогического руководства) к отношениям субъект-субъектным (собственно, к стилю педагогического управления), переключение внимания преподавателей с телесности на сознание личности. Для успешной реализации «новой» стратегии автором проведено конкретное социологическое исследование, посвященное изучению отношения студентов Донецкого национального университета к здоровому образу жизни и выявлению уровня их физкультурной образованности. В ходе исследования автор приходит к выводу, что из общего количества опрошенных студентов (юношей) 1-го и 4-го курсов (n = 324) не удовлетворены объемом теоретических и практических знаний и умений по вопросам оздоровления, физического развития и физической подготовленности в ходе занятий по дисциплине «Физическое воспитание» 45,68%, а студенток (n = 326) – 37,42%. Всего из 650 опрошенных студентов университета не удовлетворены получаемым объемом теоретических и практических знаний 41,54%. В связи с этим в учебных программах по физическому воспитанию в вузах следует усилить раздел теоретических знаний, связанный с формированием здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов.

Ключевые слова: стратегия развития физического воспитания студентов, здоровый образ жизни, физкультурная образованность, конкретное социологическое исследование.

Литература

  1. Белых С.И. Аксиологические основания построения личностно ориентированного процесса физического воспитания студентов / С.И. Белых // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 11. – С. 42–45.
  2. Зиновьев Н.А. Здоровье в системе ценностных ориентаций студентов в контексте спортивной деятельности / Н.А. Зиновьев, Е.А. Бавыкин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 19–22.
  3. Кокоулина О.П. Повышение заинтересованности студентов в занятиях физической культурой / О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Г. Ефремова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 9. – С. 22–25.
  4. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: от методологии спортизации – к инновационным социокультурным проектам // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 1. – С. 2–4