Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Зарубина1
Доктор педагогических наук, профессор М.И. Лукьянова1
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Фахретдинова1
Кандидат психологических наук, доцент С.В. Данилов1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Рассматриваются возможности формирования акмеологической позиции учителя физической культуры в условиях системы дополнительного педагогического образования. На основе проведенного анализа уточняется сущность акмеологической позиции как готовности учителя физкультуры к акту самоопределения в конкретной образовательной ситуации, направленному на достижения в учебной, личностной и социальной сферах. Подчеркивается роль педагога и организации учебной деятельности в формировании акмеологической позиции обучающегося. На примере факультета дополнительного образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова раскрываются возможности формирования и развития акмеологической позиции учителя физической культуры посредством гибкой системы повышения квалификации. Приводятся примеры конкретных дополнительных профессиональных программ, созданных на основе модульного принципа; описывается их структура, представленная общенаучной и предметной частью. Характеризуются условия, способствующие эффективной реализации программ, в числе которых: акцент на практические формы занятий, проводящиеся в том числе на спортивной базе университета, знакомство с опытом инновационных образовательных организаций региона; широкое применение дистанционных образовательных технологий; диалоговые формы взаимодействия с преподавателями. В ходе реализации таких программ оказывается влияние на развитие когнитивного, практико-деятельностного, коммуникативного, организационного компонентов профессиональных компетенций, которые рассматриваются авторами как средства формирования акмеологической позиции учителя физической культуры.

Ключевые слова: акмеологическая позиция учителя, профессиональная компетентность педагога, дополнительное образование взрослых, инновационная деятельность.

Литература

  1. Акмеология [Текст]: учебник / К.А. Абульханова [и др.]; под общ. ред. А.А. Деркача. – 2-е изд., перераб. – М. : РАГС, 2006. – 424 с.
  2. Кузнецова Н.А. Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры / Н.А. Кузнецова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 3(19). – URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-5.pdf (дата обращения: 08.10.2017).
  3. Лукьянова М.И. Формирование акмеологической позиции личности как условие профессионально-личностного становления будущего специалиста / М.И. Лукьянова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15093 (дата обращения: 08.10.2017).
  4. Максимова В.Н. Акмеология последипломного образования педа­гога : монография [Текст] / В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева. – СПб. : ИОВ РАО, 2004. – 227 с.
  5. О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в 2017 / 2018 учебном году»: метод. реком. – URL: http://medynedu.ru/assets/documents/politika/metodicheskie-rekomendacii-... (дата обращения: 08.10.2017).
  6. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры [Текст] / О.В. Петунин. – М.: Просвещение, 1980. – 112 с.
  7. Полетаева Н.М. Валеологическое воспитание школьников: теория и практика [Текст] / Н.М. Полетаева // Образование и общество. – 2002. – № 4. – С. 76-81.